Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Авторская методика по внедрению в учебный процесс личностно-ориентированной технологии

Дата публикации: 2020-02-27 16:42:29
Статью разместил(а):
Плотникова Елена Николаевна

Авторская методика по внедрению в учебный процесс личностно-ориентированной технологии полного усвоения знаний

Author 's methodology on the introduction of personal-oriented technology of full learning into the educational process

 

Автор: Плотникова  Елена Николаевна                                                                 

Приволжский учебный центр Профессиональных квалификаций, г. Саратов, Россия.

e-mail: pen-engels@mail.ru

Plotnikova Yelena Nikolayevna

Privolzhskiy uchebnyy tsentr Professional'nykh kvalifikatsiy, Saratov, Russia.

e-mail: pen-engels@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье описана  авторская методика применения на уроках личностно-ориентированной технологии полного усвоения знаний, наиболее полно удовлетворяющей потребностям  преподавателя в отыскание путей, методов , форм обучения, способствующих усвоению учебного материала  по преподаваемой им дисциплине, созданию прочной базы знаний  у обучающихся. Даны рекомендации о способах  внедрения в учебный процесс в  и реализации технологии полного усвоения знаний.

Abstract: This article describes the author’s method of applying in the lessons of a personality-oriented technology the full assimilation of knowledge that most fully meets the needs of the teacher in finding ways, methods, forms of training that contribute to the assimilation of educational material in the discipline taught by him, creating a solid knowledge base among students. Recommendations are given on how to introduce into the educational process in and implement the technology of complete assimilation of knowledge.

Ключевые слова: технология, методика, усвоение знаний.

Keywords: technology, technique, learning.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Общеизвестно, что профессиональная деятельность преподавателя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Нет смысла убеждать, кого бы то ни было, что любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства, только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через пересмотр своего творческого багажа и методического арсенала, критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики.

Радикальные изменения, происходящие сегодня в экономике нашей страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов к образовательной политике. Традиционно школа, как зеркало, отражает  новые социальные тенденции. В этой ситуации принципиально меняются  цели образования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, знаниевая ориентация  сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию.

Ведущим компонентом качества образования является компетенция личности, под которой понимается  «общая способность  мобилизовать в профессиональной деятельности  свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий». Рабочий проявляет свои компетенции только в деятельности в конкретной ситуации.

Суть всех инновационных технологий, адаптированных к профессиональному образованию и профессиональной подготовке сводятся к одному: в настоящее время усвоение только знаний, как таковое, утратило прежнюю значимость, и на первый план выдвигается задача  формирования  ключевых компетенций, обеспечивающих работнику эффективный труд и трудовую деятельностью.

Основная функция Учебных центров профессиональных квалификаций в целом и каждого из преподавателей заключается в том, чтобы обеспечить выполнение социального заказа компании, ее филиалов в подготовке кадров массовых профессий. В настоящее время Модель современного рабочего, складывается из  следующих социально-значимые характеристик:

· профессиональная компетентность;

· конкурентоспособность (производственная и профессиональная адаптированность);

· социальная адаптированность и социальная активность;

· коммуникативность (умение адекватно вести себя в различных производственных ситуациях).

Сегодня на передний план выходят такие качества рабочих, как:            

· умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях; хорошо ориентироваться в происходящих процессах; 

· умение работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам; 

· умение общаться с людьми;  

· умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения. 

Вывод напрашивается сам собой: новый социальный заказ  выполнять старыми традиционными  методами и приемами  невозможно. Реальных улучшений в обучении нельзя ждать от частичного улучшения традиционного урока, где обучающийся выступает как пассивный  «приемщик» информации, а преподаватель – как ее активный передатчик, контролер усвоения учебного материала. И сколько бы ни говорили о том, что преподаватель  должен рассказывать интересно, оценки ставить справедливо, положение существенно не изменится.

Опыт лучших преподавателей современности подтверждает совершенно другой принцип: преподаватель не  должен делать ничего из того, что может сделать ученик. Любое знание субъективно по форме своего существования и поэтому его нельзя механически передать «из головы в голову» подобно эстафетной палочке, передаваемой из рук в руки. Знания могут быть усвоены только в процессе познавательной активности самого субъекта (обучающегося).

Как известно, потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, или когда создается противоречие между  фактическим и планируемым результатом. Такое противоречие в профессиональной подготовке рабочих кадров имеется, и  это противоречие явное – между учебной деятельностью и профессиональной. Основное противоречие имеет свое выражение в следующих конкретных противоречиях:

· между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности, где знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных процессов и ситуаций;  

· между интегрированным использованием знаний в профессиональной деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам. Усвоение «изолированного» и бессистемного знания не способствует формированию и развитию у обучающихся интереса ни к самим знаниям, ни к будущей профессиональной деятельности;

· между индивидуальным способом усвоения знаний и опытом в обучении, индивидуальным характером учебной работы обучающихся и коллективным характером профессионального труда, предполагающим межличностные взаимодействия, соответствующие формы общения, обмена мнениями, принятия решений и т.п.;

· между вовлеченностью в процессы профессионального труда рабочего на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в традиционном обучении прежде всего на процессы внимания, восприятия, памяти в соответствии с широко распространенным представлением об учении как о процессе передачи информации от преподавателя к обучающимся и формировании посредством этого системы знаний, умений, навыков.

Закономерно возникает вопрос: каким образом разрешить эти противоречия; изменить систему обучения рабочих, чтобы резко повысить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения их профессионализма?

Доверимся мнению академика П.И. Иванова: нужно преодолеть веками сложившуюся дидактическую трансляционность – «педагогику передачи и усвоения».

Современная концепция педагогической науки сегодня сводится к тому, а вернее даже требует, чтобы обучающийся из разряда ведомых перешёл в разряд ведущих.  Обучение должно быть не только осознанным, но и интересным, увлекающим не только преподавателя, но прежде всего,  обучающегося. Высокие темпы развития экономики, стремительно меняющиеся требования к рабочему, большой объем информации, необходимой для усвоения  вынуждают использовать в профессиональной подготовке  различные методы активного обучения.

Принимая во внимание тот факт, что за нашими партами сидят люди, уже имеющие свой жизненный опыт, опыт трудовой деятельности, определённый социальный статус, преподаватель должен строить свою деятельность так, чтобы обрести соратника в ученике, соучастника образовательной деятельности, а не просто благодарного (либо нет) слушателя.

В связи с этим традиционная схема обучения, когда обучающимся передавались готовые знания, оказывается мало эффективной. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и опреде­лять самостоятельно пути их разрешения.

Требуется совершенно иной подход к организации обуче­ния рабочих, нужна также и другая система взаимоотношений и взаимодействий между преподавателем и обучающимся. 

Инновационные технологии предполагают:

· возрастание роли обучающегося в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к ученику;  

· усиление функции поддержки обучающегося, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса;  

· возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий.

Из всего выше сказанного следует вывод  о том, что   для достижения  оптимальных результатов в профессиональной подготовке рабочих кадров необходимо  существенно изменить функции преподавателя и обучающихся.

Современный подход к организации образовательного процесса заключается в построении его на технологической основе. На смену отдельным формам, методам, приёмам и средствам, именуемым в прошлом методикой преподавания и делающим процесс обучения разорванным на части, приходят  целостные образовательные технологии.

Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. Технологический подход к организации образовательного процесса  позволяет:

· перевести  интеллектуальную информацию на язык практических решений;

· перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучающихся;

· преобразовать знание из плана выражения в содержание мыслительной деятельности;

· сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Рассматривая отличия технологии от методики, профессор А. Кушнир, в частности, отмечает, что технология отличается своей воспроизводимостью  результатов, отсутствием  многих «если»: если талантливый учитель, если развитые дети,  если богатая школа … Методика  возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат.

Из технологии не выбросишь часть, там не может и не должно быть лишнего. (Легкая перестраиваемость, заменяемость приемов, принципов работы – признак отсутствия технологичности, понимаемой как оптимальность способа, алгоритма  конкретной цели, и  системности как органичной увязанности технологии с контекстом  реальной ситуации – социальным заказом, материально- технической базой и т.п. (А. Кушнир. )

Технология это и способы деятельности и то, как личность участвует в деятельности. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство  основано на интуиции, технология на науке. С искусства всё начинается,  технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова» (И.П. Подласый).

В настоящее время нет  дефицита   инновационных педагогических технологий, в том числе и профессионально ориентированных. Каждый преподаватель вправе «исповедовать» свою. Почему исповедовать? Потому, что любую новую педагогическую технологию приходится принимать на веру, осваивать, потом развивать, совершенствовать, становясь сотворцом новой практики.

Из множества  инновационных  педагогических  технологий я старалась выбрать ту, которая:

· обеспечивала бы возможности реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке  (в соответствии с социальным заказом),  

· представляла бы собой открытую систему (для интегрирования элементов других инновационных технологий)  

· отвечала бы моим личным убеждениям.  

Всем этим требованиям, по моему мнению, отвечает технология полного усвоения знаний. Развиваемая в русле деятельностной теории усвоения социального опыта, личностно-ориентированная технология полного усвоения знаний интересна преподавателям Учебных центров как технология,  адаптированная к  профессиональной подготовке. Исходя из тщательного анализа процесса подготовки рабочих кадров  можно сделать вывод, что данная технология может "снять" так называемые "проблемные точки" профессионального обучения.

Авторами  данной технологии являются  американцы Дж. Кэрролл и Б. Блум, в России автором адаптированной технология является М.В. Кларин. Мною заимствована гипотеза (суть которой сводится к тому, что способности обучающегося определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для каждого условиях), ключевое понятие технологии – эталон (критерий), т.е. планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми обучающимися. Методика  внедрения этой технологии,  структура  урока  по новой технологии – разработаны мной. По этой причине  я считаю  наработанный мною опыт  по  технологии  полного усвоения знаний своей авторской методикой.

Концепция  полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Ключевым понятием этой  технологии   служит эталон (критерий) полного усвоения, то есть планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми обучающимися. Этот эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т.е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей.

Главное требование к определению эталона - его операциональность и диагностичность. Это значит , что постановка цели должна быть доведена до уровня однозначного понимания преподавателем  и обучающимися планируемых показателей полного усвоения  учебного содержания. Для этого категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. 

В рамках технологии полного усвоения знаний построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех обучающихся к единому, чётко заданному, уровню овладения знаниями и умениями. Для этого им должны быть заданы критерии усвоения (стандарты обученности).

Основные характеристики технологии полного усвоения (по М.В. Кларину)

1. Общая установка преподавателя: все обучающиеся могут и должны освоить данный учебный материал полностью.

2. Разработка критериев (эталонов) полного усвоения для курса, раздела или большой темы (тематический план). На этой основе разрабатываются или подбираются тесты.

3. Всё учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы. Эти единицы должны быть не велики по объёму, потому, что психологическое значение этого требования таков: расстояние «стимул - реакция» должны быть по возможности малым. Обучающийся постоянно должен держать в поле своей деятельности планируемый, конечный результат и все свои действия направлять именно на достижение этого результата, получая в случае удачи всевозможные поощрения (стимулы) основным из которых является само успешное продвижение к намеченной цели. Каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал.  Основное назначение этих тестов выявление необходимости коррекционной работы.

Главная функция преподавателя должна быть сведена к управлению процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять обучения призван преподаватель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше  самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер дела  остается в образовательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.

Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать  готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.

Сегодня в педагогический словарь проникло понятие «менеджмент» ( от англ. - руководство, управление), обозначающее общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, все чаще за рубежом и у  нас начинают называть  «педагогическим менеджментом», а самого педагога - «менеджером» (обучения, развития роста потенциала и пр.).

Мастерство педагога выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний обучающихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому  подойти к ученику, взволновать его.

Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается  от учеников усвоения программного материала именно на уроке.

Секрет успеха опытных учителей состоит в  умении управлять деятельностью учащихся. Учитель-мастер как бы  дирижирует всем процессом образования знания, способен управлять работой учеников, развивая их умение активно овладевать материалом.

Учитель-мастер  должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения. Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает  знания, не требуя рассуждения. Учитель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким.

Технологию полного усвоения знаний я рассматриваю как систему в виде совокупности следующих компонентов:  мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты  в разрезе следующих учебных единиц:

· всей учебной дисциплины; 

· самостоятельного раздела дисциплины ;   

· каждого урока. 

Система внедрения инновационной технологии

Содержание обучения, предусмотренное учебными планами и программами

Приоритетные цели, на которые ориентируется преподаватель:

подготовка профессионала; подготовка рабочего, умеющего добывать знания самостоятельно; формирование ответственности и чувства долга; умение работать в команде.

Выбор технологии, ориентированной на цель 

Разработка технологии 

Содержание обучения 

Выбор форм организации познавательной деятельности обучающихся

Выбор методов и приёмов обучения

Выбор форм контроля

Отбор материала; 

структурирование материала; 

отбор примеров с доказательствами; 

отбор заданий на развитие умений и навыков; 

соотнесение учебного материала с профессиональными и жизненными ситуациями. 

Индивидуальная;

Групповая;

Парная.

Диалогически активные методы;

работа с различными источниками информации;

опережающие домашние задания;

кейс-технология;

деловые и ролевые игры

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Педагогический контроль:

поурочный балл

зачётный лист

 

Обязательные правила технологии полного усвоения знаний, которым я следую беспрекословно: 

1. Правило эквивалентной практики – условия обучения и ожидаемые действия в ходе обучения точно соответствуют ожидаемым действиям во время теста или проверки.

2. Правило аналогичной практики – возможность упражняться в актах поведения сходных, но не идентичных с конечным.

3. Правило незамедлительного сообщения результатов – незамедлительное сообщение обучающимся результатов каждого действия.

 

Общие принципы  авторской методики  состоят в следующем:

 

Принципы

Практическое воплощение принципов

1.

Принцип педагогической целесообразности сформулированный А.С.Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

Предельная конкретизация целей в содержании.

Сквозная постановка целей (что должны знать обучающиеся): из рабочей программы в тематический план, из тематического плана в поурочный; в рамках поурочного – на каждый этап урока

Объем знаний, которые должны усвоить обучающиеся  структурирован по уровням усвоения  его обучающимися

2.

Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности обучающихся. Главная задача учителя, как видел её К.Д. Ушинский, - «превратить деятельность ученика в его  самодеятельность».

Перераспределение учебного времени  на уроке в пользу деятельности обучающихся в процентном отношении: 20% на 80%.

Использование  кейс-технологий, деловых и ролевых игр, иных практико-ориентированных методов и приемов обучения.

Наделение обучающихся функциями преподавателя.

Организация самообучения и взаимообучения; самоконтроля и взаимоконтроля.

3.

Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Многоступенчатость контроля знаний:

Ежеурочный контроль

на каждом этапе урока контроль осуществляется  путем определения рейтинга участия  в уроке;

на каждом уроке  - проверка первичного усвоения знаний на уровне воспроизведения      (устный, письменный, смешанный контроль, тестирование);

на каждом уроке – проверка  усвоенного на уровне применения знаний  (кейс-стади, деловые, ролевые, имитационные игры)

промежуточный контроль

по каждому разделу программы– проверка  знаний на всех уровнях: распознавания, запоминания, понимания и применения

итоговый контроль

по всему курсу: итоговое тестирование; аттестационный экзамен, включающий теоретические вопросы и  практические задания

Зачетная система для проверки знаний по особо важным темам

4.

 

Стимулирование познавательной деятельности обучающихся, ориентация на обучающегося не только знающего, но и умеющего.

Обязательное   выполнение на каждом уроке  практических заданий, решение практических задач; анализ практических ситуаций.

 

Избранное из моей копилки  методов и приемов активизации познавательной деятельности обучающихся:

Обучающиеся по ходу изучения нового материала не составляют конспект, а записывают возникающие вопросы, за наиболее интересные из которых  выставляю оценки.

В процессе изучения нового  материала обучающимся предлагаю  выписать все изученные и вновь вводимые понятия, чтобы в конце урока  они смогли дать определение и объяснение  этих понятий.

В процессе изучения нового материала через каждые несколько минут задаю интересные короткие задачки и задачи на понимание, пояснение и применение.

До урока я заготавливаю для обучающихся таблицу, которую  они должны заполнить в процессе изучения нового материала.

Хорошо организованная познавательная, поисковая работа на уроке наряду с включением в работу  учебно-познавательной само-и-взаимодеятельности являются важнейшими составляющими обучения.

На партах я раскладываю 3 варианта по 5 заданий разной категории сложности, имеющих свою балльную цену. Каждый обучающийся отбирает по 5 заданий того уровня (или разных уровней), который соответствует его степени готовности, и, записав номера заданий и свою фамилию, сдает листок  мне. Я, сложив все баллы и разделив их на количество обучающихся, получаю уровень обученности группы; сложив количество баллов по заданиям высшей и высокой категорий сложности, получаю качество обучения.

И, самое главное:

- во-первых, я определяю отношение обучающихся к  изучаемой дисциплине, уровень их познавательной активности, притязаний и самооценку, что является хорошим основанием  для сравнительного анализа успехов обучающихся;

- во- вторых, могу определить по тем заданиям, которые не выбраны, пробелы знаний обучающихся

Одним из наиболее существенных обстоятельств в обучении является наличие обратной связи, позволяющей с высокой точностью и полнотой определять уровень  познавательной успешности обучающихся. Поскольку есть достаточно много преподавателей, которые могут блестяще изложить материал, но они либо не умеют, либо не хотят определять, произошло ли присвоение  обучающимися знаний по изучаемому материалу и другой фактор - дать информацию и способствовать изучению – вещи разные.

Анкетный способ обучения.

Каждый названный мною ученик получает анкету, включающую в себя вопросы, позволяющие полностью повторить изученную тему в системе. Заполнение может проводиться на оценку «3» при помощи  конспекта, инструкций; другие оценки требуют ответить на вопросы анкеты, не пользуясь вспомогательными источниками.

Прием, предполагающий использование карточек-заданий.

Это довольно сложный способ обучения, поскольку преподаватель должен разработать задания, включающие в себя понятийную составляющую, принципы и правила, содержательно-фактический слой; проблемные, исследовательские и творческие задания. Особенностью использования этого приема  является   необходимость провести через все карточки определенного уровня сложности каждого курсанта, поскольку вырванные из системы и случайно  предложенные обучающимся карточки не способствуют контекстному обучению.

Микрогрупповой способ обучения.

Объединяю обучающихся в микрогруппы (2-3 человека) , и тема у всех микрогрупп одна. Количество микрогрупп должно быть четным. Непосредственно на уроке каждая микрогруппа садится напротив другой группы, и они задают друг другу вопросы, и согласовывают ответы. Оценки выставляю и за вопросы, и за ответы, все это фиксируется на листе рейтинга участия обучающихся в познавательной деятельности.

Когда интересно  учиться?

· Интересно учиться тогда, когда  учащийся уверен, что получаемые знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость, потребность в них, т.е. его личные устремления совпадают с задачами обучения.

· Интересно учиться и работать тогда, когда учащийся  знает и умеет это делать. Это во многом связано с овладением учащимся как разнообразными специальными умениями, характерными для изучения  предмета, так и общими умениями, которыми он руководствуется вне зависимости от содержания  обучения: умением работать с книгой, умением анализировать и обобщать, систематизировать, выделять существенное, проектировать технологический процесс, делать измерения, логически строить ответ и т.д.

· Интересно учиться тогда, когда учащийся понимает то, что он изучает, когда ему ясна связь изучаемого с тем, что он уже знает и умеет, когда все, что он делает, он делает осознанно, а не только потому, что так велел преподаватель.

· Интересно учиться тогда, когда учащийся  узнает для себя  новое, ранее неизвестное. Этим  новым могут быть не только неизвестные ранее факты, события, понятия, законы и т.д., но и новые аспекты уже изученного.

· Интересно учиться тогда, когда у учащегося получается то, что он делает, когда он почувствует свою силу, свой успех, свою победу в преодолении трудностей.

· Интересно учиться тогда, когда процесс учения заставляет активно думать.

· Интересно учиться тогда, когда учащегося не опекают на каждом шагу, когда  ему дают возможность самостоятельно применить свои знания и умения, когда ему доверяют, уважают как личность, замечают и оценивают его успехи.

· Интересно учиться у интересного преподавателя.

Недостатками традиционного урока являются: 

1. Урок, построенный по схеме «опрос - объяснение - закрепление» не обеспечивает условий реализации принципов развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность. Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учёта закономерностей развития мыслительной деятельности.

2. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность преподавателя (спросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность обучающихся (их деятельность лишь подразумевается).

3. Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом обучающимися; протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

 

Структура моего урока

Структурные  элементы урока 

Методический комментарий 

Анализ проверки знаний на прошлом уроке, их коррекция

Этот  этап включается в урок только в том случае, если на предыдущем уроке не удалось проверить выполненные  обучающимися задания по проверке усвоенного на предыдущем уроке.

Объявление темы занятия.

 

Актуализация опорных знаний

Актуализация проводится в любой форме, но наиболее продуктивная – фронтальный опрос, потому что эти знания должны стать отправной точкой при изучении нового материала. А значит, ответы должны слышать и обучающиеся, и преподаватель.

Очень важно: для эффективной актуализации желательно дать опережающие домашние задания, чтобы обучающиеся освежили имеющиеся знания, необходимые для изучения новой темы, или ознакомились с материалами, предназначенными для изучения новой темы. 

Мотивация

За основу берется анализ  знаний, выявленных в ходе актуализации. Нужно преподнести тему так, чтобы ее важность и значимость  были абсолютно всем понятны.

Изучение нового материала.

Именно, изучение, а не объяснение. Это не значит, что не может быть использованы лекция, рассказ преподавателя как методы изучения нового материала. Просто упор нужно делать на самостоятельное приобретение знаний  обучающихся из различных источников, например, лекции преподавателя; заранее подготовленного сообщения обучающегося; учебника или учебного пособия; схемы или таблицы; любого дидактического материала обучающего свойства; из беседы преподавателя с учениками; из просмотренного фрагмента кинофильма; в результате взаимообучения ( работы в парах)

Первичный срез знаний по проверке усвоенного. (Проверка усвоенного на уровне воспроизведения)

Это задания  на воспроизведение определения, формулировок.  (Элементарно  проверяется уровень запоминания и может быть чуть-чуть понимания изученного).  Целесообразнее всего проводить  с помощью фронтального опроса, чтобы преподаватель мог  поправить  ошибки, недочеты, устранить недопонимание.

Коррекция знаний, выявленных в ходе первичного среза знаний.

Имеется в виду  работа над типичными ошибками, см. предыдущий пункт

Проверка усвоенного на уровне применения знаний.

Вполне методически оправданна на этом этапе письменная проверка знаний (индивидуальный опрос).  Задача преподавателя – проверить, может ли обучающийся применять полученные знания. Он  должен включать не более двух заданий: задание конструктивного характера, при выполнении которого обучающемуся придется использовать несколько алгоритмов, правил, формул, которые даны в явном виде; задание творческого  характера, при выполнении которого обучающемуся  надо будет применить полученные знания для выхода из нестандартной ситуации.

Очень важно: хорошо бы продумывать задания, которые легко и быстро можно проверить. Тогда преподаватель уже к концу занятия будет точно знать, поняли ли новый материал ученики; кто и что не понял.

Если  задания будут посложнее, можно организовать взаимопроверку на занятии, а окончательную проверку преподаватель  сделает после занятия. В этом случае  ему придется следующее занятие начать с анализа, см. пункт 1. 

Подведение итогов занятия. Коррекция знаний.  Оценивание познавательной деятельности обучающихся.

См. п. 1. Если  работы проверялись после занятия, то оценки в любом случае должны стоять за это занятие. Это очень важно. При организации промежуточного или итогового контроля, на уроке систематизации и обобщения можно будет еще раз вернуться к  пробелам знаний обучающихся  по конкретной теме.

Задание на дом.

Особенность данной методики  как раз и заключается в том, что домашние задания носят опережающий характер, т.е. не по пройденной на уроке теме, а по теме, которую предстоит изучать на следующем занятии.

 

Алгоритм подготовки учебного  занятия по технологии полного усвоения знаний: 

· Продумать и спланировать как минимум два учебных занятия (для того, чтобы дать обучающимся опережающее задание).

· Оборудовать и оснастить рабочее место обучающихся (для организации индивидуальной познавательной деятельности: схемы, обучающие таблицы, дидактический и раздаточный материал, причем не только для изучения нового материала, но и для опроса в конце занятия).

· Продумать  вопросы и задания для актуализации знаний ; эвристической беседы при изучении нового материала;

· Продумать  вопросы и задания  для проверки знаний, полученных на занятии.

· Распланировать опережающие домашние задания (индивидуальные – доклады,  сообщения; групповые – поискового характера; фронтальные – по ознакомлению с материалами для будущего занятия).

Для оценки эффективности применения технологии полного усвоения знаний в своей педагогической деятельности я использовала  параметры оценивания идей Новикова. А.М.

Параметры 

Характеристика параметров 

Актуальность оцениваемого нововведения 

Нововведение соответствует  потребностям дорожной технической школы, социальному заказу, возможностям устранения имеющихся противоречий между учебной деятельностью и профессиональной. 

Соответствие   новой идеи общей идее развития школы.

Технология полного усвоения знаний  встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития школы.

Результативность нововведения.

Достаточно высокая, что подтверждается  сравнительным анализом качества обученности обучающихся.

Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи.

Технология полного усвоения знаний соответствует высшей степени творческой новизны. Она не имеет ни аналогов, ни прототипов.

Методическая разработанность идеи.

Методическая разработанность идеи недостаточна, отсутствуют описанные  разработки. Технология была принята преподавателем к освоению в форме эксперимента, в ходе которого им разработана методика.

Возможности потенциальных участников освоения новшества

Технология может внедряться в любой школе, учебном центре, не требует дополнительных капитальных вложений . 

Организационные условия

Дополнительные организационные условия не нужны, технология может быть внедрена в рамках классно-урочной системы.

Привлекательность идеи.

Идея внедрения технологии полного усвоения знаний  может и должна увлечь  преподавателей креативных, ищущих новых путей, методов и средств для улучшения качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Новизна идеи.

Технология соответствует уровню последних достижений педагогической науки и практики.

 

Список источников:

1. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии. Социс, 2002, № 2.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. Пособие для вузов. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Подласый И.П. Пед: учебник – М.: Высшее образование, 2006.

4. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального  образования. М.: МГИЦ, 2002.

5. Новиков. А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения .Дополнительное образование.-2002.-№ 6.- с. 55.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN