Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Мониторинг и его возможности в управлении профессиональным развитием молодого педагога

Дата публикации: 2020-01-06 17:03:45
Статью разместил(а):
Иванов Виталий Сергеевич

Мониторинг и его возможности в управлении профессиональным развитием молодого педагога

Monitoring and its capabilities in managing the professional development of a young teacher

 

Авторы:

Иванов Виталий Сергеевич

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов», Кемерово, Кемеровская область, Россия.

 e-mail: vitalik290178@mail.ru

Ivanov Vitaliy Sergeevich

School № 92, Kemerovo, Russia.

e-mail: vitalik290178@mail.ru 

Иванова Людмила Михайловна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов», Кемерово, Кемеровская область, Россия.

 e-mail: ludmila-ivanova17@mail.ru  

Ivanova Lyudmila Mikhailovna

School № 92, Kemerovo, Russia.

e-mail: ludmila-ivanova17@mail.ru

 

Аннотация: Мониторинг рассматривается как деятельность, способствующая принятию управленческих решений при определении траектории профессионального становления и развития молодых педагогов в общеобразовательной организации.

Abstract: Monitoring is seen as activity facilitates the managerial decision making in determining the trajectory of the professional development and development of  young teachers in a general education institution.

Ключевые слова: Молодой педагог, адаптация, профессиональное развитие, мониторинг, управленческое решение.

Keywords: Young teacher, adaptation, professional development, monitoring, management decision. 

Тематическая рубрика: Общая педагогика.       

 

Период вхождения молодого педагога в профессию достаточно сложен, как в практическом, так и в психологическом отношении. Для молодых педагогов, в особенности тех, кто получил педагогическую профессию не в рамках обучения по основным образовательным программам бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», а в рамках дополнительной профессиональной переподготовки, настоящим испытанием является то, что к ним с первого дня работы предъявляются те же требования, что и к педагогам со стажем.

Собеседование и анкетирование молодых педагогов показывают, что многие боятся показаться несостоятельными во взаимодействии с учениками и их родителями; опасаются критики опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Чтобы максимально снизить их страхи, молодым педагогам необходимо оказывать целенаправленную помощь, создать необходимые организационные, методические и мотивационные условия для профессионального развития, то есть обеспечить грамотный процесс профессионального становления и профессиональной адаптации.

Под профессиональной адаптацией молодых педагогов понимается сложный динамический процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков, в результате чего происходит видоизменение педагога с целью эффективного профессионального функционирования.

Под профессиональным становлением и развитием педагога понимают его активную качественную работу над собой, направленную на определение собственной траектории развития личностно- профессионального потенциала и профессионального роста. В основе данной работы лежат внутренняя среда личности и её потребность в самореализации. Формой реализации педагога при этом являются такие характеристики, как профессиональная направленность, профессиональная компетентность и т. п.

Исходя из вышеизложенного, одним из наиболее эффективных методов управления процессом профессионального развития молодого педагога мы считаем мониторинг. Под мониторингом, в данном случае, будем понимать процесс наблюдения, оценки и прогноза психологического состояния и уровня профессионального развития молодого педагога. Речь идет о непрерывном анализе структуры профессиональной деятельности, её основных компонентов, их взаимосвязей, уровней развития, специфических слабых и сильных мест, их функционирования и т.д.

Объектами мониторинга процесса профессионального развития молодого педагога выступают, с одной стороны, профессионально-педагогическая деятельность, её характеристики, структура, развитие, и развитие межличностных отношений в педагогическом коллективе, с другой.

Оперативная информация, получаемая в ходе мониторинга, позволяет принимать оптимальные организационные и управленческие решения по коррекции и улучшению отслеживаемой деятельности молодого педагога в каждой отдельной ситуации и в целом. Этой особенности мониторинга соответствует не столько получение данных о результатах деятельности вообще, сколько накопление информации о текущих процессах становления и осуществления профессиональной деятельности. Знание уровня профессионального становления служит точкой отсчета при дальнейшем развитии молодого педагога. Во-первых, анализируются параметры деятельности, при этом, особое внимание уделяется таким особенностям осуществления педагогической деятельности, как её дефициты, затруднения препятствия, так как именно эти данные являются более информативно оперативными по сравнению со сведениями о её результатах. Во-вторых, осуществляются наблюдения, оценка и прогноз состояния педагога на разных стадиях профессионализации.

Мониторинг профессионального развития педагога осуществляется в соответствии с дорожной картой, в которую включены основные параметры всех этапов профессионального становления.

Мониторинг профессионального развития способствует изменению восприятия педагогов самого себя. Информация, которую он получает из внешних источников  о сильных и слабых сторонах его деятельности, о продуктивности и непродуктивности поступков и действий, запускает процесс самокоррекции, в результате которой возникает самомониторинг и, как следствие, саморазвитие.

Успешность процесса адаптации большинства молодых педагогов во многом зависит от работы общеобразовательной организации в данном направлении. Опыт показывает, что действующие «Школы молодого специалиста», наставничество  и т. п. делают процесс становления профессионализма начинающих учителей более успешным. Мониторинг, при этом, можно рассматривать как систему целостной специфической деятельности, ориентированной на процесс профессионального развития педагога и направленной на отслеживание его изменений с целью использования результатов наблюдений при управлении данным процессом.

 

Литература:

1. Захарова Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования [Текст] / Е.А. Захарова// Молодой ученый. – 2011. – № 3 – Т. 2. – С. 115 – 117.

2. Санжиева Я.Б. Разработка и применение программы мониторинга профессионального  развития учителя [Электронный ресурс] / Я.Б. Санжиева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2013. – № 6 (53). – С. 144 – 149.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN