Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Методические рекомендации «Работа баяниста над ритмом»

Дата публикации: 2019-10-12 14:01:47
Статью разместил(а):
Скирдина Елена Михайловна

Методические рекомендации «Работа баяниста над ритмом»

Methodical recommendations "The Work of a Bayanist over Rhythm"

 

Автор: Скирдина Елена Михайловна

МАОУ ДО «Омутинская детская школа искусств», село Омутинское, Тюменская область, Россия

skirdina.70@yandex.ru

Skirdina Elena mikhaylovna

Omutin Children's School of Art, Omutinsky village, Tyumen Oblast, Russia

skirdina.70@yandex.ru

 

Аннотация: Работа над ритмом - важный аспект деятельности музыканта-исполнителя на любом этапе становления его мастерства. В ряду средств музыкальной выразительности, ритм является одним из основополагающих, в силу того, что музыка - звуковой процесс, разворачивающийся во времени.

Abstract: Work on rhythm is an important aspect of the musician-performer's work at any stage of his mastery. In a number of means of musical expressiveness, rhythm is one of the fundamental, because music is a sound process unfolding in time.

Ключевые слова: баянист, работа над ритмом, темпа в музыке.

Keywords: bayanist, work on rhythm, tempo in music.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Если понимать ритм в широком смысле слова как организацию этого процесса, то нельзя ограничиться разбором лишь соотношения по длительности. Непременно возникает необходимость рассмотрения и других факторов организации этого временного процесса - метрической упорядоченности ритмических группировок, темпа произведения, а также отдельных его частей и разделов, логики темповых отклонений, вызванных определенными художественными задачами.

Ритмом называется соразмерное чередование длительностей звуков. В музыке происходит чередование длительностей звуков, вследствие которого между теми создаются различные временные соотношения.

Значение ритма в музыке огромно. Развитию чувства ритма должно уделяться особое внимание.

Ритмическое воспитание в целом охватывает чувства темпа, размера и четкого восприятия соотношения длительностей такта. В течение занятий, учащийся постепенно осваивает все новые в ритмическом отношении музыкальные материалы (например, движение чередующимися четвертными, восьмыми, половинными нотами, такты различных размеров, затакты, пунктирный ритм, синкопированный ритмический рисунок и т.п.) Тем самым расширяются понятия, связанные с ритмической структурой музыкального произведения. Этой работе должно быть отведено значительное время в учебном плане.     На ритмичность исполнения следует обращать с самого начала большое внимание, не допуская в этом отношении никаких неточностей.

Метро - ритмические варианты.

Их можно применять при игре гамм правой и левой рукой, а также двумя руками вместе. Подобными ритмическими рисунками можно играть арпеджио, аккорды.

Ученик должен уметь "считать", приступая к изучению пьесы, или при работе над особо трудными в ритмическом отношении местами. Обычно отсчитывание долей такта вслух рекомендуется только на первоначальном этапе при разборе, но приучать к постоянному отсчитыванию не следует, так как это имеет отрицательные стороны.

Занимаясь развитием ритма, нужно знать причины ритмических недочетов игры ученика и принимать меры к их исправлению.

Наиболее часты следующие ритмические недочеты: не выдерживание пауз, сокращение длительностей нот, неправильное исполнение триолей, квартолей, ускорение при crescendo,замедление при diminuendo, неточности при игре синкопированного ритма, ритмические неполадки, связанные с техническими затруднениями, и ускорение в концах музыкальных фраз как результат, недопонимания цезуры между фразами и устремления вперед, к следующей музыкальной фразе.

Следует бороться с подчеркнутым отсчитыванием долей такта, сопровождаемым выстукиванием ногой, качанием головы и т.д.

Необходимо выдерживать пьесу в одном темпе, добиваться темповой и ритмической точности,  как в отдельных частях произведения, так и во всей пьесе в целом.

С первого класса учитель должен обращать внимание учащегося на ритм, с самых маленьких пьес, упражнений. Учащийся должен вырабатывать как бы внутреннюю пульсацию, при этом считая вслух, либо про себя. Существует множество форм работы над ритмом, и вот одна из них:

1. Чтение нот с листа.

Очень важно в процессе чтения нот с листа воспитывать у учащегося умение четко ощущать сильную долю, метрическую пульсацию и чувствовать соотношение различных длительностей.

Вначале нужно использовать мелодии, имеющие 2-х дольный и четырехдольный размеры: и в том, и в другом случае одной сильной доле такта соответствует одна слабая, после этого можно вводить 3-х дольный размер, где к сильной доле такта относится две слабые.

2. Ритмические упражнения.

Ученик слушает музыку, исполняемую педагогом: Например, Андрей - воробей.

Задание №1

Определить, упражнение - песня, танец или марш. Затем ученик шагает под марш, отмечает каждый шаг хлопком в ладоши.

Задание №2 

Прохлопать каждый звук песни и спеть со словами вместе с педагогом.

Задание №3

Шагать с пением, отмерять шагами долгие звуки и пробегая, короткие.

Задание №4

Слушать марш и записать мелом на доске каждый шаг, обозначая его палочкой.

Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию. Но поскольку все музыкально -  выразительные средства взаимосвязаны и в комплексе решают какую - то определенную музыкальную задачу, то и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN