Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Современный подход к организации учебного процесса на уроках иностранного языка

Дата публикации: 2019-08-08 18:39:03
Статью разместил(а):
Никитина Татьяна Георгиевна

Современный подход к организации учебного процесса на уроках иностранного языка

A modern approach to the organization of the educational process in foreign language lessons

 

Автор: Никитина Татьяна Георгиевна

МКОУ «Полюдовская ООШ», с. Полюдово, Жиздринский район, Калужская область, Россия.

e-mail: school­_poludovo@mail.ru

Nikitina Tatyana Georgievna

Polyudovskaya school, Zhizdrinsky district, Kaluga region, Russia.

e-mail: school­_poludovo@mail.ru

 

Аннотация: В статье описывается новый подход к организации учебного процесса, повышающий мотивацию к работе на уроке, на любой ступени обучения учащихся.

Abstract: Describes a new approach to the Organization of the educational process, increasing motivation to work in the classroom, at all stages of training students.

 

Ключевые слова: технология, мотивация, успех.

Keywords: technology, motivation, success. 

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Проблема повышения мотивации к изучению иностранного языка (она касается, на мой взгляд, всех предметов школьного учебного плана) и проблема объективности оценки знаний учащихся были главными всегда и такими же остаются сегодня. Именно низкая мотивация оставляет учеников равнодушными, порождает леность и нежелание учиться. Но каким бы ученик ни был: умным или не очень, шустрым или медлительным, а может быть простым ребенком, которого «трясут как грушу» в школе учителя, а дома родители ему каждый день нужно идти в школу. И, если ученику делать это не очень хочется, тогда «удачи не видать», ведь школа для него становится каторгой.

Далекая перспектива о хорошем аттестате, возможности поехать заграницу не прибавляет ученику особого желания и стремления к изучению иностранного языка. В крайнем случае, его хватает ненадолго и далеко не всем. А система оценивания знаний учащихся не выдерживает никакой критики. Конечно, одним из главных индикаторов объективности итоговой отметки являются контрольные работы. А как быть с текущими отметками? В нашей школе решением педагогического совета их должно быть не менее пяти. А уроков английского языка в среднем звене 25-27 в четверть. А дальше очень часто пустые клеточки в журнале. Чем занимался ученик на этих уроках? Неужели ничем? Да и большой вопрос появится, если посмотреть за что стоят отметки. Может быть за выученный диалог, монологическую речь, просто за чтение, за невыполненное домашнее задание и т.д. Получив долгожданную отметку, ученик успокаивается, ведь задача на данном уроке выполнена. А потом выводится средний бал за четверть. Что он отражает???

Меня эти проблемы волновали очень долго. К счастью с введением федерального государственного образовательного стандарта у учителей появилось больше возможностей, как в выборе УМК, обучающих технологий так и поиска своих новых профессиональных подходов.

Я хочу поделиться своим личным опытом в организации учебного процесса на уроках английского языка, к которому я пришла не сразу и не одна. Моя команда – это мои выпускники и те, кто сегодня сидит за партами. Долгие годы мы шли к этому и сегодня решили, что такая система организации учебного процесса устраивает меня как преподавателя и их как учеников, предоставляя им шанс учиться без двоек. Всем! Коллеги-иностранцы, учителя моей родной школы, которые переняли мой опыт, назвали такую организацию учебного процесса на уроке технологией успеха. Идти на урок с желанием, без страха, даже с невыученным уроком и знать, что ты непременно добьешься определенного результата -  это же ведь замечательно!

Перед тем как я расскажу, как работает технология успеха (организация учебного процесса) на моих уроках, я хочу, чтобы никто не путал ее с технологиями преподавания. Их существует множество. Так, например, моей любимой технологией является технология проблемного урока. Но даже она окажется эффективной лишь для малого процента учеников, если одновременно не применять мою технологию успеха.

Как нам подтолкнуть малыша к тому, чтобы он начал ползать? Легко и просто. Поставьте перед ним планшет. Почему подростки-спортсмены выбиваются из сил на тренировках? Или мы, взрослые, охотно идем на работу? Ответ очевиден. Мы все мотивированы. А что происходит с нашими детьми? С первого класса мы твердим ребенку: «Учись хорошо, получишь хорошую профессию и т.д.». Об этом ли думает он? Конечно же, нет. По крайней мере, далеко не все. А вот порадовать маму с папой, а может быть бабушку с дедушкой хорошей отметкой – это другое дело, для него важен результат здесь и сейчас, а не в какой-то далекой перспективе.

Вопрос, как заинтересовать, чем поощрять учащихся, чтобы с первой минуты урока и до звонка удерживать их внимание не окриками и замечаниями, волновал меня еще в далекие перестроечные времена. И тогда я и пошла на авантюру. Купила дешевых конфет, орехи и принесла на урок. С этого все и началось. Ученики бегом мчались на мои уроки и с огромным желанием старались заработать поощрительные бонусы. Родители сами приносили сладости. Затем были цветочки, фигурки и т.д.  Но, естественно, я  чувствовала и видела плюсы и минусы такой тактики, но продолжала и продолжала  настойчиво искать новые решения. И вот то, к чему я пришла сегодня, на взгляд моих коллег и лично мой, является прекрасным решением двух проблем, обозначенных мною выше: мотивации и объективности текущих и как результат итоговых отметок.

Для успешной реализации технологии успеха, неважно по какому УМК вы работаете и какому издательству вы отдаете предпочтение «Просвещению» или иному, необходимо на каждой парте иметь общий контейнер с жетончиками-бонусами и личную карточку для каждого ученика. Жетоны красного, желтого и коричневого цвета (на усмотрение учителя).

 447 01

Рис.1. Контейнер с карточками-бонусами и личная карточка ученика.

 

Ученикам 2 класса, начинающим изучать английский язык, даже на первом уроке не надо объяснять, что они означают. Стоит лишь сказать: «Ты справился очень хорошо - Very good» и поставить в личную карточку красный жетон. Ну, а если это «хорошо» или «не очень хорошо», то соответственно желтый жетон и коричневый. Встает вопрос о количестве квадратов на карточке. Я исхожу из того, что урок иностранного языка в среднем состоит из 10 – 12 этапов, начиная организационным этапом и заканчивая рефлексией. Поэтому 10-12 ячеек вполне достаточно.

Итак, начинается урок английского языка в начальной школе. Организационный момент. Вы хотите, чтобы все дети были готовы к уроку. Внизу лежит дневник, сверху рабочая тетрадь и учебник, рядом ручка и карандаш. Все – красный жетон твой. Вы только даете команду «Оцените подготовку к уроку!» Поверьте, 2-3 урока и у всех будут красные жетоны. Главное, замечать и просить оценить любой достигнутый результат, будь то проверка домашнего задания, фонетическая или речевая зарядка и т. д. Учащиеся постарше знают, что уже с первой минуты урока может прозвучать проблемный вопрос и при удачном реагировании на него вполне возможно получить поощрительный бонус от учителя. Поэтому учащиеся сконцентрированы в течение всего урока на том, что происходит в классе. Иногда я сама поощряю учеников бонусами, а вообще, я больше склонна к использованию само или взаимооценки.

Если ученики привыкли к требованиям учителя, и знают критерии оценки знаний, моменты с завышением встречаются гораздо реже, чем с занижением. В таких случаях возможно обращение учителя к ученику с просьбой объяснить, почему он выбрал тот или иной жетон. Порой выясняется, что ученик предъявляет к себе более высокие требования и не прощает тех промахов, на которые учитель, стараясь поощрить ученика, закрыл бы глаза. Дети видят все!

Оценивать предметные знания и умения несложно, но при этом учителю важно помнить, что каждый ученик — это личность и любой его успех, шаг вперед требует поддержки и поощрения бонусом, а насколько интереснее становится урок иностранного языка, когда ученики используют знания, полученные на других предметах или самостоятельно. Прекрасный повод получить дополнительный бонус! И что мы имеем к концу урока? Домашнее задание задано. Перед учениками заполненные поощрительными жетонами личные карточки. Я открываю журнал и спрашиваю: «И как же мы сегодня потрудились? Что мне вам поставить?» Учащиеся быстро конвертируют полученные жетоны в отметки.

447 02Рис. 2. Инструментарии.

 

Две минуты и колонка отметок в журнале. Такая организация работы имеет положительные плюсы. Во-первых, я всецело посвящаю себя уроку. По его завершению мне не надо мучительно вспоминать, кто и как работал. А ведь раньше часто случалось, что какой-нибудь ученик кричал: «А мне какая отметка? Я тоже отвечал». Во-вторых, ученик получает объективную текущую отметку за работу на каждом уроке. В-третьих, отметка отражает не только предметные, но личностные и метапредметные достижения ученика. Работали все. Чему-то научились. Значит, двоек нет. Трудись и успех обеспечен!

447 03Рис. 3. Технология успеха.

 

К тем, кто получил твердые «отлично» или «хорошо», нет вопросов! «А, вот Иванов, у тебя сегодня 4 балла. Молодец! На чем вытянул? На грамматике? Да, да, а вот устную речь тебе необходимо подтянуть».  «Ну, а ты Петров, почему поставил себе «3»? Где запало?» Вот такой рефлексией мы и заканчиваем урок.

Ученики, конечно же, привыкли к моей системе работы и прибегают к своим хитростям. Например, они могут не выполнить домашнее задание (по ряду всевозможных причин) и получить перевернутый обратной стороной жетон, что фактически соответствует двойке. Но это их не очень расстраивает, так как накопительная система бонусов за урок позволяет им получить неплохую итоговую отметку за урок. Но при этом они прекрасно осведомлены, что при систематическом невыполнении домашнего задания я имею полное право поставить двойку в журнал. Кроме того, если ученик слишком отвлекается на уроке или мешает соседу по парте, я могу отобрать у него хороший бонус, не делая устного замечания. Этого оказывается достаточно, чтобы он снова включился в учебный процесс. Работая по-старому, любое устное замечание отдельному ученику автоматически отвлекало от работы всех.

Практика подтвердила, что такая система организации учебного процесса интересна учащимся не только младшего и среднего звена, но и востребована старшеклассниками. Они как раз очень ревностно следят за своими бонусами от начала урока до конца, стараясь выжать максимальный балл. И если видят на карточке, что результат их не устраивает, побуждать их к работе не приходится. «А можно я…?» звучит от них постоянно.

Моей идеей выстроить урок по-новому вдохновились учителя начальной школы, математики, истории, русского языка и литературы и, даже, физической культуры.

Сорокалетний опыт моей педагогической деятельности лишний раз подтверждает тот факт, что сегодняшние учителя не берутся изнеоткуда. Это вчерашние ученики. Кто-то из них относится к тому, что происходит в школе как к повседневной рутинной работе, а у кого-то горят глаза и они стараются внедрить в свою работу все интересное и новое. Возможно, в моей статье коллеги-педагоги найдут для себя хоть какое-то рациональное зерно и применят в своей школе.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN