Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Особенности профориентационной деятельности с умственно отсталыми подростками

Дата публикации: 2019-05-28 10:09:18
Статью разместил(а):
Астахова Любава Геннадиевна

Особенности профориентационной деятельности с умственно отсталыми подростками

Features of career guidance activities with mentally retarded adolescents

 

Авторы:

Астахова Любава Геннадиевна

старший преподаватель Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия

e-mail: AstahovaLG@tksu.ru

Astakhova Liubava Gennadievna

senior lecturer Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia

e-mail: AstahovaLG@tksu.ru

Потемкина Юлия Юрьевна

студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия

e-mail: yla.potemkina.1999@mail.ru

Potemkina Yulia Yurievna

student Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia

e-mail: yla.potemkina.1999@mail.ru

Марковская Ольга Андреевна

студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия

e-mail: alla544@yandex.ru

Markovskaya Olga Andreevna

student Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia

e-mail: alla544@yandex.ru

 

Аннотация: На сегодняшний день в России порядка 10 млн. инвалидов II и III группа, около ¾ от общего числа инвалидов остаются невостребованными на рынке труда. Одна из причин этого в недостаточной эффективности профориентационной работы в школе. В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков с умственной отсталостью. Описываются направления и принципы профориентационной работы с умственно отсталыми обучающимися.

Abstract:  Today in Russia about 10 million disabled people of group II and III, about ¾ of the total number of disabled people remain unclaimed in the labor market. One of the reasons for this is the lack of effectiveness of vocational guidance at school. The article deals with the problem of professional self-determination of adolescents with mental retardation. The directions and principles of career guidance work with mentally retarded students are described.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, умственно отсталые подростки.

Keywords: professional self-determination, career guidance, mentally retarded teenagers.

Тематическая рубрика: Свободные темы.

 

Проблема профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе умственной отсталостью, и их дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства была и остается по-прежнему актуальной.

Согласно сведениям Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2017 года численность работающих инвалидов в трудоспособном возрасте в Калужской области составила 28,4 % (6474 человека из 22809) [8]. То есть 16 тысяч инвалидов трудоспособного возраста не имеют работы, остаются невостребованными, что снижает их социальную защищенность, успешность инклюзии в общество. Одна из причин этого в недостаточной эффективности профориентационной работы.

Зонами риска для инвалидов и лиц с ОВЗ в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих интересов, склонностей, способностей, профориентационных возможностей [2]. Это проявляется в незнании своих индивидуальных особенностей, переоценке возможностей собственной личности, отсутствии сведений о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Неадекватно высокая самооценка и завышенный уровень притязаний приводят к тому, что школьники с нарушением интеллекта претендуют на профессии, связанные с умственным трудом (юрист, врач, учитель и т.д.), т.е. их профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения выбранной профессией. Несформированность системы профориентационной работы в организации, в которой обучаются умственно отсталые подростки, недостаточная разработанность методики профориентации обучающихся с нарушением интеллекта, низкая результативность профориентационных мероприятий, их фрагментарность приводит к ошибкам в выборе дальнейшего профессионального пути.

Целью профориентационной работы в образовательной организации является формирование у школьников с нарушением интеллекта позитивного отношения к труду, содействие осознанному выбору профессии на основе достижения сбалансированности между их профессиональными интересами, психофизиологическими особенностями и возможностями (с учетом структуры дефекта) и потребностями рынка труда. Профессиональная ориентация должна способствовать формированию у подрастающего поколения интереса к сознательно выбранной профессии, а также мотивации к получению профессионального образования.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушением интеллекта в школе должна обеспечиваться взаимодействием педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, тьютора, классного руководителя и, конечно, семьи. Оказание помощи в профессиональном самоопределении должно проводиться на основе интересов, склонностей и способностей ребенка, состоянии его здоровья, учете влияния выбранной профессии на организм человека в будущем.

Организация профориентационной работы должна строиться на следующих принципах:

  • системность профориентационной работы;
  • комплексность;
  • продолжительность (длительность) и последовательность;
  • формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в целом;
  • учет индивидуально-личностных особенностей школьника, его возможностей, требований выбранной профессии, ее востребованности на рынке труда;
  • выбор методов, средств и приемов профориентации, адекватных особенностями развития школьников;
  • прогнозирование влияний условий выбранной профессии на состояние здоровья обучающегося;
  • взаимодействие в процессе профессиональной ориентации родителей обучающегося, педагогов (учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей) и специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов) школ, организаций профессионального образования, центров занятости населения, предприятий города и области.

Профессиональная ориентация включает в себя трудовое воспитание, профориентационную диагностику, профориентационное просвещение и профориентационное консультирование обучающихся и их родителей, систему профориентационных занятий, направленную на построение личного профессионального плана, формирование осознанного выбора будущей профессии, проведение профессиональных проб; коррекцию неадекватных профпланов, трудовых установок; профподбор; выявление возможностей их дальнейшего профессионального образования и др. В процессе данной работы обучающиеся получают информацию о мире профессий и тенденциях его развития, первичные профессиональные знания и умения, приобретают личный профессиональный опыт, выстраивают личный профессиональный план.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе семейного воспитания, а также всего периода обучения ребенка в детском саду и школе, в урочной и внеурочной деятельности. Этому способствуют и уроки трудового обучения, и общественно-полезная деятельность, и трудовой десант, и работа на пришкольном участке, и реализация различных социальных проектов практической направленности, например, «Благоустройство школьной территории» и т.д.

Профориентационная диагностика направлена на выявление интересов, склонностей, способностей, возможности обучающихся освоить ту или иную профессиональную деятельность. Профориентационная диагностика должна носить комплексный характер и включать в себя элементы медицинской, психологической и психофизиологической диагностики. Результаты диагностики должны способствовать осознанию обучающимися своих физических, психологических и психофизиологических возможностей, повышать адекватность профессионального выбора, решить задачу профподбора [7, с. 64-82].

Профориентационное просвещение может происходить на различных уроках, занятиях кружков, отдельных профориентационных уроках, экскурсиях в организации профессионального образования и на предприятия города и области; встречах с представителями различных профессий (к чему успешно можно привлекать родителей обучающихся), в процессе обсуждения видеороликов о профессиях, литературно-художественных произведение и фильмов, работы на пришкольном участке и т.д.

Профессиональное консультирование предполагает оказание помощи обучающимся с нарушением интеллекта по уточнению и согласованию индивидуальных профессиональных интересов и возможностей с потребностями рынка труда, в результате которой корректируется личный профессиональный план.

В профориентации обучающихся с нарушением интеллекта большое значение имеют профессиональные пробы. Цель профпробы попробовать себя в различных профессиях. Для этого могут быть созданы специальные учебно-производственные мастерские, либо заключены договоры о проведении профессиональных проб на различных предприятиях и производствах. Профессиональные пробы обладают высоким развивающим и коррекционным эффектом. Обучающийся лучше осознает свои интересы, возможности и способности в том или ином виде деятельности, что «естественным образом может видоизменить его установки, притязания, ценностные ориентации, характер которых крайне важен для адекватного профвыбора» [7, с. 64-82].

С.Л. Мирский  считал, что степень умственной отсталости определяет особенности профориентационной работы. Направления профориентационной деятельности, описанные выше подходят для обучающихся с легкой степень умственной отсталости. Профориентация детей с умеренной степенью умственной отсталости должна осуществляется через трудовую подготовку [4].

При разработке системы профориентационной работы и выборе программ трудового обучения в школе для подростков с умственной отсталостью нужно опираться на Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 № 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости» и Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» [5, 6].

Таким образом, учитывая, что старшеклассники с умственной отсталостью, как правило, не имеют ярко выраженных профессиональных интересов, не осознают своих возможностей, не уверены в определении приоритетных направлений своей профессиональной деятельности, только грамотно построенная система профориентационной работы позволит подростку с интеллектуальными нарушениями определиться с выбором дальнейшей профессионального пути.

 

Список литературы:

  1. Акимова О.И. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида // Сибирский педагогический журнал. 2012. №1.
  2. Ансимова Н.П. Чупрова Л.В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3.
  3. Лобанова А.В Никитина М.А. Изучение профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью //Педагогика и психология образования.- 2017. № 3. С.59-64
  4. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.: Педагогика, 1990. 154 с.
  5. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод, пособие/Под ред. Е.М. Старобиной - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 304 с: ил.
  6. Решение Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений «Об организации работы по содействию занятости инвалидов в Калужской области» № 7 от 27 июня 2017 года.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN