Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Проявление и развитие творческих способностей детей

Дата публикации: 2019-03-27 14:13:49
Статью разместил(а):
Михайлова Ирина Юрьевна

Проявление и развитие творческих способностей детей

Manifestation and development of children's creative abilities

Автор: Михайлова Ирина Юрьевна

ГБОУ "Школа № 297", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: irchikdry@rambler.ru 

Mikhailova Irina Yurievna

School № 297, St.-Petersburg, Russia

e-mail: irchikdry@rambler.ru

Аннотация: Задача учителя, воспитателя выявить особенности творческого развития ребенка, создать предпосылки к ее активации и составить план деятельности для поддержки творческой личности и направленности на усовершенствование.

Abstract: The task of the teacher and tutor to reveal features of creative development of the child, to create preconditions to her activation and to make the plan of activity for support of creative person and focus on improvement.

Ключевые слова: творческие способности, саморазвитие, поисковая деятельность детей.

Keywords: creative abilities, self-development, search activities of children.

Тематическая рубрика: свободные педагогические темы.

 

Талант – это скрытый резерв человеческого организма. Каждый рождается талантливым, но не каждый может его раскрыть,  для этого необходимо стечение обстоятельств или социальных проблем, способных заинтересовать или спровоцировать ребенка на мощный толчок саморазвития.  И, конечно, за каждым талантливым ребенком стояли талантливые родители, учителя или обстоятельства, способствующие развитию способностей и критического мышления.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие.

Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться в раннем возрасте, формируется познания действительности - наглядно-образное мышление, восприятие, образная память, воображение, т.е. создается образный фундамент интеллекта.

Эффективное развитие творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Задача учителя, воспитателя выявить особенности творческого развития ребенка, создать предпосылки к ее активации и составить план деятельности для поддержки творческой личности и направленности на усовершенствование. Такая работа затрагивает большое количество участников и требует ответственного отношения.

Индивидуальное творчество, которое проявляется в создании предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений затрагивает различные области человеческой деятельности. Выявить способности ребенка рекомендуется на ранней стадии развития, это дает возможность усовершенствования навыков и успешность применения в осознанном восприятии.

В творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (некритически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, такое мышление называется дивергентным.

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы в динамике проявления творческих способностей каждого ребенка.

Развитие творческих способностей детей может проходить спонтанно под действием внешних факторов, а может последовательно и методично. Для этого важна заинтересованность самого учителя в процессе совместной деятельности.

Правильнее всего составить программу развития детей. Программа должна включать в себя все методы развития - наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений.

Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей, т. е. детское экспериментирование.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования.
В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.

Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой новых открытий, умений и достижений. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач.

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить творчеству.

И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.– 368 с.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., Педагогика, 1971.–280 с.

4. Лук А.Н. Психология творчества. – М., Наука, 1978. - 125 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN