Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование проектной технологии при создании мультфильмов

Дата публикации: 2019-01-09 12:21:31
Статью разместил(а):
Мышкина Елена Афанасьевна

Использование проектной технологии при создании мультфильмов

The use of project technology when creating cartoons

 

Автор: Мышкина Елена Афанасьевна

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦИКТ»

E-mail: eamyichkina@mail.ru

Myshkina Elena Afanasyevna

Teacher of additional education "CICT"

E-mail: eamyichkina@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается использование проектной технологии как инструмента по созданию мультфильмов с детьми.

Abstract: the article deals with the use of project technology as a tool for creating animated films with the children.

 

Ключевые слова: проектная технология, детская мультипликация, мультфильм.

Keywords: design technology, children's animation, cartoon.

Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.

 

«Многие детские игры – подражание

серьезной деятельности взрослых»

Януш Корчак

 

В связи с социально-экономическими изменениями в мире, в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро адаптироваться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее самоосознание, самообразование, самореализацию.

Этому способствует организация проектной деятельности, которая ставит воспитанника в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать, продумывать и организовывать условия осуществления собственную предметную деятельность. В результате ребёнок переносит приобретенный опыт на свои поступки в реальной жизни.

Мультипликация - это универсальный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация - это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Можно совершить любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь большим, сильным, красивым, звездочётом или скалолазом, принцессой или кошкой. Процесс создания мультфильмов побуждает детей удивляться. Это значит не быть равнодушными, радоваться жизни, совершать открытия. Чем дольше человек сохраняет способность удивляться, тем интереснее ему жить.  В результате этой деятельности воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. 

С появлением современных технологий, увлекательный мир анимации широко распахнул двери для всех желающих. В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра, может каждый ребенок на занятиях в Мультстудии «Живые кадры», где главное не конечный результат – мультфильм, а проявление творческих способностей и развитие духовно – нравственных качеств детей.

Создание мультфильма можно рассматривать, как проектную технологию, к которой реализуются все этапы проектной деятельности (поисковый - определение идеи, аналитический – разработка сценария, изготовление героев и декораций, практический – съёмка, озвучивание, монтаж, презентационный – просмотр, контрольный – рефлексия)

Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, предметная и т.д.

Создание анимационного фильма предполагает реализацию следующих этапов проектной деятельности:

1. Поисковый этап – это определение общей идеи мультфильма. В начале каждой темы провожу вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы:

·                экранизация известных произведений;

·                ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов;

·                «Старая сказка на новый лад» – переделки известных сказок;

·                фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми, где важно обратить внимание на то, про что хотят рассказать дети, своим творчеством.

В этом нам помогают отечественные мультфильмы, сказки, песни, придуманные рассказы и сказки по рисунку, поделке, игры «Продолжи», «Придумай рифму», «Добавь словечко» и др…

С детьми можно поиграть в «Вопрос – ответ» по кругу (Кто? – щенок, какой? – веселый, пятнистый, любопытный…, что делал?), получается смешная интересная история, которую нужно фиксировать педагогу, а потом совместное творчество представить детям. Обычно фантазия детей работает превосходно. Главное, договорится с детьми об окончательном варианте развития сюжета.

Из каждой предложенной истории, я стараюсь выделить и обратить внимание детей на поступки и проступки, отношения и чувства. Рассказываем о маме: какая она, что мы чувствуем к ней, как можем выразить свою любовь. Сочиняем сказку: о чем наша сказка, какую главную мысль мы хотим донести до зрителя. Рассказываем о явлениях природы: какими их видим, чем они хороши и др. Самое главное направить детскую мысль на общечеловеческие ценности и качества.

2. Реализация аналитического этапа предполагает разработку сценария мультфильма. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности воспитанников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.

Например, для создания мультфильмов ко Дню матери, мы с детьми вспомнили мультипликационные фильмы о мамах, обсудили какие они, о чем будет наш мультфильм. Решили снимать на песню о маме. Дети рисовали портреты своих мам, рассказывали о них. И родился в результате мультфильм - подарок. Каждый приложил руку к созданию доброго мультфильма о мамах.

3. Практический этап -  это изготовление героев и декораций для всех сцен фильма, съёмка, озвучивание и монтаж. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый делать. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы рисования, лепки, конструирования, аппликации и др…. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.

Перед созданием образов рассматриваем фотографии, иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения этих персонажей, отличающиеся манерой исполнения, техникой, использованием художественных материалов.

Покадровая съёмка мультфильма - очень кропотливый этап работы над мультфильмом. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигуры персонажей на минимальное расстояние, вовремя убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат и героев с установленной точки. Здесь без совместной работы не справиться. Дети договариваются между собой - кто на данный момент оператор, кто художники-мультипликаторы.

При озвучивании фильма вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем героев. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев. Когда записывается звук очень важно говорить четко и выразительно. После записи звука, прослушиваем всей группой и выбираем лучших дикторов. Все дети считают, что очень хорошо говорят, но после записи слышат свои промахи. И обычно решают доверить это дело тому, у кого это хорошо получается.

Дальше происходит монтаж – это соединение кадров в фильм при помощи компьютерных программ. У дошкольников мультфильм монтирую я сама, а школьники учатся обрабатывать фотографии и накладывать на видеоряд снимки и озвучку.

Такая совместная работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, ответственнее за свою работу. 

4. Презентационный этап предполагает совместный просмотр и презентация родителям и другим детям. 

5. Контрольный этап – это рефлексия. Дети подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу. И даже могут переснять мультфильм если он их не устроил. Дети учатся доводить начатое дело до конца – это очень важное умение.

Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логику, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость. Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом, дают представление о технологиях создания кино, формируют уважительное отношение к коллективному труду. Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта - мультфильма.

Создавать мультфильмы можно с детьми любого возраста. Всё зависит от степени включенности детей в процесс создания мультфильма. Просто сюжет и исполнение будет отличатся и сюжетом, и исполнением, и ролью педагога в нём.

Мультфильмы – это прекрасный способ для ребенка изучить что-то новое, овладеть в игровой интересной форме проектной технологией, которая способствует развитию познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.

 

Список используемой литературы:

1. Е.Р. Тихонова. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. Издание второе. Переработанное и дополненное. – Новосибирск Детская киностудия «Поиск» 2011 г.

2. Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова Мультфильм руками детей - М.: Просвещение, 1990.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN