Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Слуховой аппарат и кохлеарный имплант. К проблеме бимодальной стимуляции

Дата публикации: 2018-12-22 21:32:11
Статью разместил(а):
Мунтян Елена Витальевна

Слуховой аппарат и кохлеарный имплант. К проблеме бимодальной стимуляции

Hearing aid and cochlear implant. Discussing the topic of bimodal stimulation

 

Автор: Мунтян Елена Витальевна

Директор Центра реабилитации после кохлеарной имплантации «Тоша & Co». Специалист по настройкам систем кохлеарной имплантации, сурдопедагог-тренер.

E-mail: info@tosha-ci.ru 

Muntyan Elena

Head of center for rehabilitation after cochlear implantation “Tosha”. Specialist in fitting of cochlear implant systems, speech-therapist, consultant

E-mail: info@tosha-ci.ru 

 

Аннотация: При односторонней кохлеарной имплантации часто волнует вопрос, нужно ли носить слуховой аппарат на противоположном ухе и зачем. На ультимативное «Да, надо» существует ряд факторов, влияющих на эффективность бимодальной стимуляции. О показаниях к совместному ношению и результатах пойдет речь в данной статье. 

Absyract: In case of single side cochlear implantation one of the issues discussed is if hearing aid on the contralateral side is necessary and why. In contradiction with ultimative answer “yes it should be” there is a range of factors which influence the effectiveness of bimodal stimulation. This article is dedicated to the topic of indications for combined usage of cochlear implant and hearing aid and its results.

Ключевые слова: кохлеарный имплант, слуховой аппарат, нарушение слуха, слухоречевая реабилитация, развитие речи, сурдопедагог, логопед, раннее развитие.

Keywords: cochlear implant, hearing aid, hearing impairment, audio-verbal rehabilitation, speech development, speech therapist, logopaedist, early development.

Тематическая рубрика: Свободные педагогиечкие темы.

Введение в проблему.

Специалистами уже давно признан тот факт, что слышать должны два уха. Однако в случае протезирования глухих детей возникает вопрос: нужен ли слуховой аппарат как дополнение к системе кохлеарной имплантации на противоположное ухо? Предлагаю вместе найти на него правильный ответ.

Опыт ношения слухового аппарата до имплантации.

В первую очередь специалист по настройкам должен попробовать бимодальную стимуляцию. Необходимо помнить о том, что если кохлеарный имплант и слуховой аппарат используются вместе, при этом способе коррекции слуха существует своя специфика. Максимально усиливать остатки слуха по низким частотам так, как это обычно происходит без кохлеарной имплантации при глубоких потерях слуха, ни в коем случае нельзя! Запрет связан с тем, что вероятность возникновения дискомфорта при совместном ношении аппарата и речевого процессора слишком высока.

Если до имплантации опыта использования слухового аппарата не было, то, вероятнее всего, пользователь системы кохлеарной имплантации откажется от ношения слухового аппарата на втором ухе, даже если им будет ребенок раннего возраста. Причина отказа заключается в том, что слишком велика разница в компенсации потерянного слуха между этими двумя техническими средствами реабилитации. Во время настройки родители будут думать, что ребенок хорошо все слышит и шепотом, и даже на большом расстоянии при использовании одной только системы кохлеарной имплантации и что слуховой аппарат ему совершенно не нужен.

Вторая ситуация. Ребенок уже имел большой опыт ношения слуховых аппаратов до кохлеарной имплантации. Вопрос – как долго? Как показывает практика, это три месяца и дольше. За это время малыш уже, как правило, адаптируется к ношению этой «штучки на ушке». У кого-то из детей даже появятся реакции на звуки, стартует речевое развитие, а в некоторых случаях  появятся и звукоподражания. Такая картина возможна, если у ребенка есть остатки слуха не только по низким частотам, но и в средне-высокой частотной зоне. Слуховые аппараты в этом случае компенсируют потерю слуха достаточно хорошо, но в какой-то момент может стать понятным, что они не «вытягивают», а это значит, что кохлеарная иплантация необходима. В такой ситуации есть веские основания для того, что и после имплантации носить слуховой аппарат на втором ухе можно. Тем более, если объективные исследования это подтверждают.

Обычно дети самостоятельно от ношения слухового аппарата не отказываются. Вреда от этого не будет абсолютно точно. Я абсолютно уверена в том, что при остатках слуха 3-й, 4-й степени на неимплантированном ухе использование слухового аппарата совместно с процессором кохлеарного импланта (при условии их правильной настройки) будет способствовать получению хорошего результата. Отмечу, что при глубокой потере слуха существует совсем небольшой выбор сверхмощных моделей слуховых аппаратов, которые подходят для совместного ношения с речевым процессором. Какие именно, вам подскажут специалисты в центрах слухопротезирования.

Третий вариант – когда опыт ношения слуховых аппаратов до операции был совсем незначительным. В этом случае от его дальнейшего их использования скорее всего придется отказаться, потому как навряд ли за этот период были достигнуты определенные успехи. Поэтому после операции по кохлеарной имплантации ситуация будет схожа с той, когда опыта ношения не было вовсе.   

Если опыта ношения слухового аппарата вообще не было, то при желании его использования необходимо учесть несколько важных аспектов. Стоимость  сверхмощных слуховых аппаратов, подходящих для бимодальной стимуляции, достаточно высокая. Возможность их приобретения за счет государства зависит от ряда факторов, которые всегда рассматриваются индивидуально в каждом конкретном случае. Во многих центрах слухопротезирования предлагают сначала попробовать поносить слуховой аппарат, прежде чем его приобретать. Так, к примеру, делают в сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков». Считаю, что именно такая практика покажет – целесообразен ли слуховой аппарат? И в зависимости от результатов пробного ношения уже можно будет принимать решение о покупке.

Обслуживание слухового аппарата и уход за ним также требует особой аккуратности и внимательности. И настраивать его нужно, учитывая специфику бимодальной стимуляции. Я рекомендую обращаться только к опытным специалистам по настройке, который знают все особенности этого важного процесса.  

В каждом конкретном случае нужно определиться, нужен слуховой аппарат или нет и, если же такой вопрос возник, то обязательно попробуйте! При правильной настройке хуже точно не станет.   

Снимать или не снимать? Бимодальная стимуляция

Отвечу на актуальный для многих родителей вопрос: нужно ли снимать слуховой аппарат во время подключения процессора кохлеарного импланта? По опыту моей работы с полной уверенностью говорю – да, в момент подключения необходимо временно избавиться от слухового аппарата, особенно если есть остатки слуха и ребенок активно «сидел» на них. Иначе малыш никогда не привыкнет к кохлеарному импланту со всеми вытекающими последствиями.

На какой период времени нужно снимать? В каждом конкретном случае опять же это решается индивидуально, но в среднем – на 2-4 недели. А при возвращении слухового аппарата его нужно обязательно перенастроить с учетом того, что на другом ухе есть речевой процессор.

Результат одновременного использования речевого процессора и слухового аппарата в идеале обеспечивают стереоэффект, за счет чего возникает возможность локализации звука в пространстве. В случае моноурального протезирования (с одной стороны) возможна только поведенческая локализация. Самый распространенный пример: когда ребенок слышит звук пролетающего самолета, он будет его высматривать за окном, а не за дверью в комнате, потому что, следуя логике, самолет не может летать в коридоре за дверью. Достигнуть естественной возможности к локализации можно только при бинауральном протезировании, т.е. с двух сторон.

Вообще же в  дилемме – использовать или не использовать слуховой аппарат – нужно в первую очередь обращать внимание на поведение самого ребенка. Если он сам от него не отказывается, то при отсутствии отягощающих факторов (в виде плохих вкладышей или неадекватной настройки) ношение рекомендуется. Если же малыш отказывается при отсутствии видимых причин, значит, ношение аппарата не имеет смысла. По опыту работы специалистов нашего центра могу сказать, что наличие одного кохлеарного импланта будет достаточным для полноценного развития слуха и речи. И практика показывает, что в большинстве случаев кохлеарноимплантированный ребенок сам отказывается от слухового аппарата даже при всей его правильной настройке и качественно исполненных индивидуальных внутриушных вкладышах.

Заключение.

В нашей работе мы сталкиваемся с ситуациями, когда ношение слуховых аппаратов до имплантации было длительным. И при подключении процессора кохлеарного  импланта у родителей возникало большое разочарование по причине их личных завышенных ожиданий. Необходимо помнить о том, что после подключения речевого процессора импланта акустический вид стимуляции слуха сменяется электрическим, поэтому восприятие звуков меняется. Фактически ребенок начинает учиться слышать заново и ему обязательно нужно время для адаптации (пару недель, месяц – максимум). Я на 100% уверена в том, что правильная настройка звукового процессора кохлеарного импланта снимет в дальнейшем все волнения и переживания как у родителей, так и у самого ребенка.  Использование слуховых «гаджетов» в таком случае будет комфортным и эффективным.

 

Список литературы:

1. Королева И. В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: Сурдопедагогическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта / И.В.Королева. СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006.

2. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация -новое направление реабилитации глухих // Дефектология, 2001. — № 1

3. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN