Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Работа с родителями как с равноправными партнёрами в начальной школе

Дата публикации: 2018-12-05 23:44:35
Статью разместил(а):
Гордеева Элеонора Викторовна

Работа с родителями как с равноправными партнёрами образовательного процесса в начальной школе

Work with parents as equal partners in the educational process in the elementary school

 

Автор: Гордеева Элеонора Викторовна

ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург, Россия

E-майл: eleonora.slavianka@mail.ru 

Gordeeva Eleanor Viktorovna

School № 465, St. Petersburg, Russia

E-mail: eleonora.slavianka@mail.ru

 

Аннотация: Проблемы взаимодействия семьи и школы. Условия успешного взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы есть главное условие развития современной школы, достижения образовательных и воспитательных целей.

Abstract: The problem of interaction between families and schools. Requirements for successful interaction between families and schools. Cooperation of school and family is the most important condition for development of the modern school, achieve educational and instructional purposes.

Ключевые слова: семья, школа, взаимодействие.

Keywords: family, education, and interaction.

Тематическая рубрика: свободные педагогические темы.

 

Проблемы взаимодействия семьи и школы

Поставленные задачи перед отечественным образованием базируются на положении о том, что современное общество нуждается в личностях способных к саморазвитию и самоопределению, обладающих духовными и творческими способностями. Такие изменения в обществе связаны с приоритетом интересов личности, с новым социальным запросом общества школе. Формированию социально-значимых и духовных качеств личности ребенка будет способствовать создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». И чем теснее будет связь семьи и школы, тем больше будет отдача от проводимых реформ.

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы обострилась. Налицо глубокий системный кризис семьи, который требует решения. Различия во взаимодействии педагогов - родителей по отношению к воспитательному процессу определены  по характеру построения и отношения контроля и ответственности. Педагоги отчитываются перед государством, и, фактически, перед родителями. Родители же, практически, свободны от юридической и административной ответственности перед школой и государством. По-разному проявляется заинтересованность педагогов и родителей в вопросах успешности. Коллектив школы заинтересован в успешности образовательного процесса в целом, в рамках конкретного класса и школы. Родители заинтересованы в успешности, и в первую очередь, своих собственных детей.

Основой любого взаимодействия является реализация потребностей его участников. Основные интересы семьи и образовательных учреждений по развитию личности ребенка объективно совпадают. Издавна семья и школа почти всегда объединяли свои усилия именно в воспитании детей. Родители старались не касаться учебной стороны педагогического процесса, оставляя работу педагогам. На современном этапе картина меняется. Школа за последние годы оказалась в новых условиях. Прежде всего, школа раскрыта для творчества, перед ней открылась свобода выбора, в ней начались процессы гуманизации, определяемые новой парадигмой образования (личностно-ориентированным и индивидуально-ориентированным подходами). Однако, практическая реализация не всегда совпадает с провозглашенными целями, принципами, установками.

Рыночные отношения в реальной жизни приводят к тому, что деформируются сами цели образования, педагогический процесс школы сводится к «накачке» школьников знаниями. Что касается воспитания, то можно в ряде случаев говорить об отказе от него как от целенаправленной педагогической деятельности. Понятие «воспитание» стало вытесняться из школьной практики, его реже употребляют в научно-методических публикациях. В ряде литературных источниках говорится о наметившейся тенденции непризнания воспитательных возможностей школы и восприятия ее только как учебного учреждения. Как следствие этого искусственного разъединения педагогического процесса сужается сфера соприкосновения интересов семьи и школы.

Чаще всего школа берет на себя ответственность только за «обучение» детей, подменяя им «образование», которое определяется Законом РФ «Об образовании» как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Невольное углубление подобной тенденции произошло и в результате проработки идеи о необходимости возвращения воспитания в семью, к родителям, признанию в них главных воспитателей. И родители сейчас в гораздо большей степени осознали свои права. По данным исследования 85,7 % родителей считают, что воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений - дело в гораздо большей степени родителей, нежели учителей в школе. Соответственно, лишь 14,3 % от числа опрошенных родителей убеждены, что воспитание ребенка является совместным делом семьи и школы. Но, признавая за собою воспитательский авторитет, родители все же склонны переоценивать собственную значимость для своих детей. По данным социологических исследований последних лет 82 % родителей уверены, что дети видят в них своих основных советчиков, тогда как лишь 68 % детей согласны с этим утверждением, а 28 % предпочитают вообще ни к кому за советами не обращаться. Воспитательный потенциал семьи сегодня снижается в сравнении с недавним прошлым.

В Законодательстве РФ говорится о роли семьи в воспитании детей:

«Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»

«При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65).

Разрозненные и несистематические мероприятия, к сожалению, не помогут решить проблемы современной семьи. Поэтому встаёт вопрос о согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Необходима разработка комплексных, системных подходов, изменений форм организации и управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей. Необходимо поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание через систему педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей с учётом уникальности роли семьи в социализации подрастающего поколения.

Условия успешного взаимодействия семьи и школы

Для успешности процесса обучения и формирования личности необходимо создавать благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, который поддерживает интерес ребенка к творческой активности и самореализации. Педагогов и родителей должна объединять забота о здоровье, социальное и культурное развитие ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Поэтому сотрудничество семьи и школы есть главное условие развития современной школы, достижения образовательных и воспитательных целей.

 

Список литературы:

1. Спб.: Издательство Питер, 2011 г. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.

2. СПБ.: Издательство Питер, 2011г. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика.

3. М.: Издательство Юрайт 2011г. Бороздина Г.В. Психология и педагогика.

4. М.:ИздательствоЮрайт,2010г.Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: конспект лекций.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN