Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Здоровьесберегающее пространство школы … Это реальность?

Дата публикации: 2018-11-21 21:50:08
Статью разместил(а):
Гордеева Элеонора Викторовна

Здоровьесберегающее пространство школы … Это реальность?

Space-saving school health ... This is the reality?

 

Автор: Гордеева Элеонора Викторовна

Педагог ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: eleonora.slavianka@mail.ru

Gordeeva Eleanor Viktorovna

Educator School No. 465, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: eleonora.slavianka@mail.ru

 

Аннотация: Данная статья поможет рассмотреть проблему создания полноценной здоровьесберегающей среды в современной школе, модели здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Ориентиры на нравственный, психологический и физический аспекты здоровья человека, его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Определяющее значение в структуре обеспечения здоровья-педагогический компонент, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни.

Abstract: This article will help address the problem of full health saving Wednesday at modern school, model health saving activities of educational institutions. Directions for the moral, psychological and physical aspects of a person's health, attitude to their health and the health of other people. Of paramount importance in the structure of health-pedagogical component, the essence of which is to establish a person from a very young age an individual way of living a healthy lifestyle.

 

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, ортобиотика.

Keywords: zdorovesberegajushhaja activity ortobiotika.

Тематическая рубрика: Начальная школа

Современное общество бьет тревогу о состоянии здоровья нации. Все более осознается   актуальность срочной   необходимости преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности и трудоспособности подрастающего поколения. В состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные особенности - распространённость факторов риска, влияющих на ухудшение здоровья и развитие, увеличение заболеваемости и инвалидности. Именно образовательное учреждение является особым пространством, в рамках которого происходит формирование не только социально адаптированной личности, её профессиональное социальное и гражданское самоопределение, но и самой важной, базовой характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных – ЗДОРОВЬЕ.

Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья воспитанников дошкольных учреждений и школьников, кроме наследственных, экологических, социально - экономических выделяются школьные факторы:

-  стрессовая педагогическая тактика;

- интенсификация учебного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

-  преждевременное начало дошкольного систематического обучения;

-  несоблюдение элементарных физиологических требований к организации учебного процесса;

-  функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

-  массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

 -  провалы в существующей системе физического воспитания;

- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сегодня есть объективная необходимость взглянуть на пространство современной школы с точки зрения   охраны и укрепления здоровья детей и ответить на вопрос: можно ли сделать пространство школы действительно здоровьесберегающим? Потому что именно школа сегодня может стать важнейшим звеном в этом процессе, поскольку именно на ее этапе формируются основы как индивидуального здоровья, так и, следовательно, здоровья общества в целом.   

Определяя основные концептуальные подходы к проектированию создания модели здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, мы ориентируемся на нравственный, психологический и физический аспекты здоровья человека, его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Определяющее значение в структуре обеспечения здоровья имеет педагогический компонент, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни.

Ортобиотика — наука, которая рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Ортобиотика рассматривает вопросы философии оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формулу и тесты выживаемости, универсальные средства самосбережения и семью как цитадель ортобиоза.

Кроме того, в ортобиотике используется несколько иной подход к понятию «здоровье». В ней оно рассматривается как единство трёх составляющих: физического, психического, нравственного здоровья.

«Профилактика радостью» — главный принцип ортобиотики и неотъемлемая часть работы педагогического коллектива. Важный элемент ортобиоза — культура общения. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ – «радоваться»! Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.

Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические     впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

Школа обладает необходимыми ресурсами для реализации проекта.    

К ним относятся:

- Кадровый ресурс. В школе работает квалифицированный, стабильный, сплоченный педагогический коллектив, мотивированный на участие в проекте и уже включившийся в его разработку и реализацию. Проблемой в реализации проекта является отсутствии в штате школы и дошкольного отделения ставок методистов, воспитательных служб, заместителей директора по опытно-экспериментальной работе и т.д.  Реализация будет осуществляться через деятельность рабочих творческих групп учителей и воспитателей дошкольного отделения. В образовательном учреждении действует система социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

- Социальный ресурс. Проект поддержан всем педагогическим сообществом школы: учащимися, родителями, социальными партнерами. Школа имеет положительный опыт договорных отношений с социальными партнерами: учреждениями образования, культуры и спорта, муниципальным образованием поселка Петро-Славянка.

- Материально-технические ресурсы. Школа обладает современным оборудованием в соответствии с ФГОС. Материально-техническая база построена с точки зрения комфортности и безопасности образовательной среды, соответствует условиям для реализации здоровьесберегающих технологий.

В нашем учреждении разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, составлено перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы, в соответствии с возрастом детей оборудованы физкультурно-игровые центры с разнообразным спортивным и нетрадиционным оборудованием, направленные на повышение двигательной активности.

Критерии, на основании которых производится оценка результатов нашего педагогического исследования следующие:

  • Качественные изменения в состоянии физического, психического и нравственного здоровья воспитанников и обучающихся.
  • Изменения в поведении детей, родителей и педагогов, появление в структуре ценностей - установок на здоровый образ жизни (мотивации учащихся и педагогов на самосбережение здоровья).
  • Изменения материально-технической базы школы как средства создания здоровьесберегающего пространства.

Показатели эффективности реализации комплексной модели здоровьесбережения на основе компетентностного подхода и ортбиотики:

  • Педагоги теоретически подготовлены по вопросам ортобиотического здоровьесбережения (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа внеурочной деятельности «Школа ортобиотики»)
  • Внедрение здоровьесберегающих ортобиотических технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе здорового образа жизни. Овладение учащимися и воспитанниками компетентностями, связанными со здоровым образом жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье. Развитие инициативы, самостоятельности, способности к самореализации и саморазвитию.
  • Положительная динамика показателей физического здоровья и психологического, нравственного статуса участников образовательного процесса Уменьшение количества детей, имеющих пропуски по болезням. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа.
  • Активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье.
  • Физическое и психологическое оздоровление педагогов учреждения, повышение компентности педагогических кадров к организации здоровьесбережения личности.
  • Создано здоровьесберегающее пространство в рамках новой модели, отвечающее требованиям здорового образа жизни на основе разработанного научно-методического обеспечения всех его структурных компонентов (цели, принципов, содержания, педагогических технологий, организационных форм) и критериально-оценочного аппарата его оптимальной реализации.
  • Привлечение внимания общественности к опыту работы образовательного учреждения по технологиям ортобиотического здоровьесбережения. Повышение рейтинга образовательного учреждения, применяющего технологии здоровьесбережения, в социуме.

 

Список литературы:

  1. М.: Изд-во «Книжный клуб Книговек», 2011. Мечников, И. И. Этюды о природе человека
  2. М.: Изд-во «Наука», 1988. Мечников, И. И. Этюды оптимизма
  3. М.: «Авиценна», 1996. Шепель, В. М. Ортобиотика. Слагаемые оптимизма
  4. М.: «Про-Пресс», 2008. Митина, Л. М. Психология развития и здоровья педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN