Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Самовоспитание в системе педагогической подготовки

Дата публикации: 2024-01-24 14:40:44
Статью разместил(а):
Исупова Екатерина Александровна

Самовоспитание в системе педагогической подготовки

Self-education in the system of pedagogical training

 

Автор: Исупова Екатерина Александровна

МКУДО ДДТ Омутнинского района, г. Омутнинск, Россия

E-mail: evgenii19022011@gmail.com

Isupova Ekaterina Aleksandrovna

House of Children's Creativity of Omutninsky District, Omutninsk, Russia

E-mail: evgenii19022011@gmail.com

 

Аннотация: Разговор о самовоспитании и самообразовании всегда труден, поскольку чреват опасностью превратиться в поучение, назидание ведь к необходимости самосовершенствования человек, как правило, приходит сам. Однако вопрос о самовоспитании сейчас становился одним из приоритетных в образовании. В наши дни работа над собой приобретает особую актуальность, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех всё больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. От того насколько грамотно поведет себя беспечный студент, напрямую зависит его будущая успешность.

Annotation: Talking about self-education and self-education is always difficult, because it is fraught with the danger of turning into teaching, edification, because a person, as a rule, comes to the need for self-improvement himself. However, the issue of self-education was now becoming one of the priorities in education. Nowadays, self-improvement becomes especially relevant when the importance of self-discipline and self-management increases, when life success increasingly depends on independence, the ability to use the internal reserves of the individual, maximize the development of abilities, and be creative. His future success directly depends on how well a careless student behaves.

Ключевые слова: педагог, развитие педагога.

Keywords: teacher, teacher development.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Самовоспитание как необходимое свойство учителя. Основные компоненты процесса самовоспитания. 

Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования: работая для будущего, учитель должен быть образцом «лучшего человека» для своих учеников.

«Воспитатель в отношении нравственности, — пишет В.И. Даль, — сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне желать быть, таким и всеми силами к тому стремиться».

Студенческая пора - благоприятный период для личностного и профессионального развития, время формирования относительной экономической самостоятельности, отхода от родительского дома и создания собственной семьи, время различных достижений (спортивных, технических, научных и т.д.).

Среди типичных черт студенчества выделяют следующие: напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе, интенсивное общение как условие социализации и укрепления связи с другими социальными группами. В этом возрасте наиболее интенсивно протекают процессы накопления, сохранения, переосмысливания приобретаемых знаний, их проецирования на практическую деятельность. Самовоспитание связано с процессом саморазвития — творческой деятельностью субъекта, направленной на повышение эффективности процессов «самости»: самопознания, самоуправления, самореализации, самосовершенствования и др. Процесс саморазвития состоит из ряда блоков, среди которых выделим два основных: самопознание, включающее самосознание — самоанализ, самонаблюдение и самооценку, и собственно самовоспитание, где можно выделить самопроектирование, самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление.

Самопознание в процессе самосовершенствования учителя.

Самопознание, прежде всего, состоит в постижении своей Я-концепции. Автором теории Я-концепции, о которой мы говорим является Роберт Бернс.

Я-концепция представляет собой динамичную систем представлений человека о самом себе, совокупность установок «на себя» — когнитивных (связанных с познанием), эмоционально-оценочных и поведенческих.

Когнитивная составляющая Я-концепции (образ Я) включает представления человека о самом себе, которые могут быть обоснованными, истинными или необоснованными, ложными.

Оценочная составляющая (самооценка) связана с нашей оценкой приписываемого себе качества, с отношением к нему, переживанием его как позитивного или негативного. Источником самооценки является социокультурное окружение, задающее определенные нормы, стандарты, их субъективная интерпретация нами.

Поведенческая составляющая Я-концепции включает те конкретные действия, которые могут быть вызваны образам Я и самооценкой. Они могут быть согласованы с нашими убеждениями, могут им противоречить (поступаем «не по                            совести», предвидя нежелательные последствия своего поведения, уступая власти обстоятельств и пр.).

Различают позитивную и негативную Я-копцепции, отражающие общее «самочувствие» личности, качество ее самооценки.

Особое значение содержание Я-концепции имеет для учителя, поскольку оказывает непосредственное влияние на результаты воспитания и обучения детей.

Негативная Я-концепция складывается у учителей с пониженной самооценкой, что отражается на их стиле деятельности: они отрицательно реагируют на нелюбимых учащихся; стимулируют учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи; по возможности строят учебную деятельность на основе конкурентной борьбы; исходят из вероятности нечестного поведения учащихся на экзамене; стремятся к установлению жесткой дисциплины; увеличивают степень наказания учащегося пропорционально его вине.

Учителя с высокой самооценкой обладают чувством уверенности в себе, считают себя способными справляться с различными жизненными и профессиональными трудностями, преодолевать их, не теряя присутствия духа, они не склонны воспринимать себя как неудачника, чувствуют свою нужность людям, свою значимость в глазах окружающих. В их общении с учащимися проявляется гибкость, понимание чувств других, неформальное, теплое взаимодействие, эмоциональная уравновешенность, жизнерадостность, установка на создание позитивных стимулов для самовосприятия учащихся.

Высокая самооценка становится позитивной, если она отражается реальными достижениями, происходит совпадение объективной оценки и самооценки. Самоуважение поддерживается в ситуациях согласованности трех составляющих Я-концепции: реального Я (каким воспринимаю себя на самом деле), социального Я (мои представления о том, как меня воспринимают другие) и идеального Я (каким я хотел бы стать). В ситуациях когда человек ставит трудные цели, успешно их достигает, добиваясь реального успеха и одобрения окружающих.

Самоуважение, самопринятие — необходимые условия полноценного существования и развития и важнейшие задачи самовоспитания. Достижение согласия с самим собой, принятие самого себя — необходимый труд души. Принять себя таким, какой есть, а не каким должен быть; — означает прожить «здесь» и «теперь» свой опыт, а не фильтровать его с помощью разума, сознавать настоящее без убегания в прошлое или будущее. Психотерапевты советуют посмотреть на себя глазами, полными любви, глазами того, кому вы нравитесь. Самоуважение, согласие с самим собой — непременное условие дальнейшего процесса самовоспитания.

Организация процесса самовоспитания.

Подобно любой деятельности процесс самовоспитания может быть представлен триадой: цель — средства — результат. При постановке целей самовоспитания важно определить их подлинную необходимость для себя, соотнося себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания). Здесь может помочь совет В. Леви: главное — не «что», а «зачем» (мотивация). (О.Янковский в фильме «Влюблен по собственному желанию» пытался заставить себя полюбить свою работу и внушал себе «Мне нравится резать металл, как красиво летят искры! Нет не греет!» А надо чтобы грело!) Например, я хочу преодолеть в себе лень: Зачем? — Чтобы больше успевать делать за день. — Зачем? — Чтобы... и т.д. Отвечая на этот вопрос, мы выстраиваем «дерево» целей, проясняем смыслы своих действий и поступков.

Постановка целей — это и самопрограммирование, самопроектирование. Важно, чтобы поставленные цели возвышали, одухотворяли нас. Пожалуй, поэтому единственный критерий истинности целей — их духовность. Духовно все, что выводит нас за пределы нашей сиюминутной жизни, делает нужным другим, когда профессия учителя понимается не только как способ зарабатывания денег, но и как служение. Л.Н.Толстой, к примеру, считал, что «человеку надо осознать, что у него есть крылья, поднимающие его над бездной, он должен в это поверить и лететь туда, куда они влекут его; если нет движения вверх, то неизбежен регресс».

Этап постановки целей — в определенной мере философский, поскольку неизбежно выводит на осмысление себя в мире, мира в себе, когда нужно повернуть «глаза души» (М. Мамардашвили) к себе и почувствовать крылья за спиной. Это этап «сбора камней», спокойного размышления и свежего и глубокого понимания. Способы самоуправления. Целью управления самим собой является получение желательного вида поведения. Следует различать два основных способа — насильственное и ненасильственное самоуправление. Насильственное самоуправление описывается формулой: если не будет желательного поведения, то будет неприятное переживание. Собственное поведение направляется внешними стимулами (Если я буду плохо учиться, то не буду получать стипендию. Если буду кричать на детей они пожалуются родителям и будут неприятные разговоры. Если не буду доброжелательной, меня перестанут уважать в группe. Если сегодня не сделаю задание, то завтра не буду смотреть телевизор и т. д.). Это способ запретов, который гасит плохие привычки, но не порождает нужных, хороших, он производит страх, отрицательные эмоции.

Способ ненасильственного самоуправления определяется формулой: я могу делать это, потому, что это доставляет мне удовольствие, приносит радость. Здесь преобладает положительное подкрепление желаемых поступков, поведения, внутренние мотивы, ощущение свободы, своей индивидуальности (Я буду хорошо учиться, потому что мне это интересно; Я буду внимательна к детям, потому что за время практики я успела их полюбить и проч.). Этот способ — cуть, которого по словам Л.Н. Толстого, состоит не в том, чтобы не делать зла, а в том, чтобы творить добро. Поощряйте себя, дарите маленькие радости за удачные дела и поступки, будьте себе истинным другом, а не только прокурором или адвокатом. Боритесь с собой, научившись с собой дружить. Отечественный психотерапевт В. Леви советует развивать «мускул радости», «мускул любви», упражняться в удаче.

Методы и приемы самовоспитания

· Самостимулирование —- самокритичность и наличие целей жизни являются основными стимулами самовоспитания.

· Самообязательство — в соответствии с выработанными целями нужно принять обязательство, оно должно быть посильным и выполнимым на оптимальном уровне трудности.

· Соревнование. Соревнуйтесь с самим собой — прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Радуйтесь победам, извлекайте опыт из поражений. Можно вызвать на соревнование и друга, заключив какое-нибудь пари.

· Самоприказ, самопринуждение всегда основаны на рассудочном начале: делать то, что нужно, предпочитать «надо», а не «хочу». Зато преодоление себя дает радость победы.

· Самоубеждение — своеобразная дискуссия с самим собой, где на первом плане стоит обращение к доводам разума.

· Самовнушение. В отличие от убеждения, по образному выражению  В. М. Бехтерева, внушение входит в сознание не с парадного хода, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа - критику. Словесные формулы могут быть разными, важно, чтобы мы их приняли, ощутили как свои: «3С - Свободен! Спокоен! Собран!», «Держусь победительно! Говорю убедительно!» и проч. Или долговременные, стратегические: «Хочу — могу — становлюсь — есть!» Формулы самовнушения успешно используются в аутогенных упражнениях.

· «Ролевая гимнастика» (Львова, 1992, с. 29—32). Способ побыть разным собой: по-разному произнесите одно слово, прочтите текст, посидите как кассир на рабочем месте, пчела на цветке, наездница на лошади, походите, как малыш, как директор, как солдат, как Ромео... Импровизируйте, испытывайте себя. Разнообразие освобождает, обогащает, создавая «копилки» интонаций, движений, жестов. Сходна с этим методом и «гимнастика чувств — упражнение себя в чувстве радости, доброте, бодрости, энергичности: бодрый взгляд, статность, подтянутость — «грим души закрепляется, и характер меняется» (Б. Пекелис). Развитием и продолжением этих техник являются ролевые игры, психодрама, приемы театральной педагогики, психотехнические упражнения.

· Стимулы-орудия — знаки, напоминающие нам о задачах самовоспитания («узелки на память»). Ими могут быть внешние стимулы, предметы к примеру, авторучка, которой каждый день пользуемся, будет напоминать о каком правиле самовоспитания или о необходимости применить определенную формулу самовнушения.

· Подражание. Одна сторона этого метода самовоспитания — следование идеалу (реально существующего учителя или собирательного образа), а другая— бездумное копирование. Но нельзя подражать слепо, не понимая сути педагогических приемов, которые копируешь.

Подведение итогов самовоспитания. Для успеха самовоспитания следует регистрировать свои результаты: вести дневник, в котором фиксируется собственный рост (вы стали легче и быстрее включаться в работу, стали меньше волноваться при публичном выступлении и проч.), можно писать письма как друзьям, родным, которым доверяете, так и самому себе, оформляя в слова собственный внутренний диалог (самоактуализация).

Концепцию самоактуализации разработал американский психолог Абрахам Маслоу. Он изучал жизнь людей, которые реализовали себя наиболее полно, то есть, достигли более оптимального, эффективного уровня функционирования, чем средний человек, выбрав 18 человек: 9 современников и 9 исторических личностей (А. Линкольн, А. Эйнштейн, А. Швейцер, Б. Спиноза и др.). Маслоу отмечает, что для таких людей характерны следующие особенности: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие себя, других, природы; простота, естественность; сосредоточенность на задаче (в отличие от сосредоточенности на себе); автономия, независимость от среды; постоянная свежесть оценки; чувство сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств добра и зла; невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество.

Если человек замечает собственные, индивидуальные достижения, успех, то они становятся точкой опоры для последующего роста. Только педагог, владеющий приемами ненасильственного самоуправления, вкусивший радость победы над самим собой, способен создавать ситуации успеха для детей.

В «выращивании» успеха используются формулы и внушения, и стимулирования, и одобрения: Я могу! ... У меня получится! ... Как я здорово это придумал! ... (вспомним знаменитую фразу А.С. Пушкина, закончившего работу над «Евгением Онегиным»: «Ай– да Пушкин!».

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN