Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Творческая этика как необходимый компонент формирования актёрского ансамбля

Дата публикации: 2023-09-28 16:07:17
Статью разместил(а):
Белова Ольга Станиславовна

Творческая этика как необходимый компонент формирования актерского ансамбля

Creative ethics as a necessary component of the formation of an acting ensemble

 

Автор: Белова Ольга Станиславовна

ГБНОУ «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: belovochka1@yandex.ru

Belova Olga Stanislavovna

Palace of Students of St.-Petersburg, St.-Petersburg, Russia. 

e-mail: belovochka1@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье раскрывается значимость творческой этики в процессе формирования актерского ансамбля. Отмечена специфика этого процесса для творческого объединения дополнительного образования. Приведены примеры задач, поэтапное выполнение которых ведёт к приобретению навыков коллективной работы и творческой дисциплины.

Abstract: The article reveals the importance of creative ethics in the process of forming an acting ensemble. The specificity of this process for the creative association of additional education is noted. Examples of tasks are given, the step-by-step implementation of which leads to the acquisition of teamwork skills and creative discipline.

Ключевые слова: актерский ансамбль, творческая этика, этическое пространство.

Keywords: acting ensemble, creative ethics, ethical space.

Тематическая рубрика: Общеобразовательные статьи.

 

Ансамбль актерский (франц. ensemble, буквально - "вместе", единство, созвучие) в театральном спектакле - стройность и эстетическая согласованность игры актеров [3].

С начала XX века  практически каждая театральная система, при всем многообразии эстетических принципов, строится на понятии сценического актерского ансамбля. На сегодняшний день явление актерского ансамбля подробно отражено в научных трудах профессора, кандидата искусствоведческих наук, режиссера, педагога, создателя актерской школы AKT-ZENT руководителя экспериментальной лаборатории Международного института театра (ЮНЕСКО) Юрия Альшица [1, 2].

Мы будем говорить об ансамбле, который формируется в объединении дополнительного образования, в театральном коллективе, т.е. в объединении, где актер - еще не профессия. А театр - любительский. Главным  здесь становится интерес, рождающий любовь к театру. А так же возраст участников - это подростки и молодежь. Возраст, когда формирование личности еще не закончилось. И есть возможность привить те внутренние ценности, воспитать ту моральную основу, которая необходима воспитаннику, чтобы стать частью ансамбля. Но коллектив - это еще не ансамбль. Это начало пути к нему.

В основу работы театральной студии "МЫ!", руководителем которой является автор статьи, положена идея формирования актерского ансамбля и высокодуховной личности внутри ансамбля, воспитание бескорыстного служения любимому делу.

Долгие годы практики театрального педагога обнаружили, что помимо  формирования психофизических навыков актерской техники путем группового тренинга, первостепенное  значение в формировании ансамбля приобретает освоение творческой этики и создание единого этического пространства.

Этические требования и этические проблемы проходят через  весь учебно-творческий процесс и касаются каждого педагога, коллектива и отдельной личности (большой или маленькой в смысле возраста).

Чтобы урегулировать работу  многих творческих личностей и сберечь свободу каждого, необходимы нравственные начала, которые создают уважение к чужому творчеству и умеряют эгоизм и любые дурные намерения. Это касается любого коллектива.

Прежде всего, созданию такого пространства способствует освоение творческой этики – направления образовательной программы автора, формирующие у обучающихся навык коллективной работы и творческой дисциплины. Ребенок, подросток, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает так называемый навык "группового поведения", формирующий чувство ответственности за коллективный труд - номер или спектакль, формирует отношение к спектаклю как произведению искусства, способному изменить человека и мир. Все эти качества неразрывно связаны со становлением  у воспитанника чувства гражданской ответственности, сопричастности к событиям жизни своего народа, частью которого является сам.

В образовательной программе «Ступени к сцене. Театральная студия «МЫ!» задачи по освоению творческой этики представлены так.

Первый год обучения:

- формирование потребности самому придумать, показать, быть понятым;

- формирование навыка творческой мобилизации (бороться с дурными настроениями, способствовать созданию рабочей атмосферы, сознательно поддерживать на репетициях строжайшую дисциплину);

- формирование умения работать с другими, доносить до них свой замысел;

- осознание зависимости всех от одного и одного от всех, осознание себя как необходимой части коллектива;

- формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнения;

- воспитание культуры восприятия замечаний участников коллектива и суждения о работе других, умения правильно оценивать критические замечания в свой адрес, преодолевать апатию в случае неудачи;

- формирование бережного отношения и уважения к коллективу, его традициям, борьба с премьерством, духовной ленью; создание творческого ядра, объединяющего в себе группу единомышленников.

Второй год обучения:

- формирование навыка самостоятельного распределения обязанностей при подготовке спектакля, потребности принимать посильное участие во всех этапах подготовки спектакля, включая его оформление;

- формирование умения работать в "общую копилку";

- формирование умения играть на репетициях в полный тон, не жалея себя; знания роли не только своей, но и партнера, и готовности в любой момент помочь своему товарищу;

- отход от развития стереотипа - потребности показать то, что до меня показывали другие.

Третий и четвертый годы обучения:

- создание творческого коллектива, способного к самоуправлению;

- формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями;

- воспитание активной жизненной позиции, умения отстаивать свои интересы;

- навык жить в режиме работы над спектаклем, т.е. подчинить свои интересы интересам коллектива.

Чем старше становится мой коллектив, тем меньше обучающихся, попавших в него случайно. В большинстве своем ребята приходят намеренно, уже имея  представление о нашей театральной студии, объясняя свое желание присоединиться тем, что: «Мне нравится энергетика команды  и атмосфера. Хочу быть одним из вас. Частью целого».  

Эта атмосфера и  энергетика, это единое этическое пространство возникает благодаря тому, что год за годом, шаг за шагом, обучающиеся учатся жить по законом творческой этики. Это не всегда просто, но именно с этого нужно начинать, когда речь идет о совместном творчестве. И самое главное правило этики очень простое – любить мир, в котором вы творите, и уважать людей этом мире.

 

Список литературы:

1. Альшиц Ю.Л. Тренинг FOREVER! - Москва: Изд-во ГИТИС, 2010. - 256 с.

2. Альшиц Ю.Л. Ансамбль и творческая индивидуальность: художественные, этические и психологические аспекты взаимодействия: автореф. дис по ВАК 17.00.01. канд. искусствоведения. - Москва, 2003. - 178 с.

3. Театральная энциклопедия / С.С. Мокульский  [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1961-1967. -  Т.1.,1214 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN