Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование метода проектов для активизации познавательной деятельности учащихся

Дата публикации: 2023-09-23 21:54:52
Статью разместил(а):
Пысенко Любовь Михайловна

Использование метода проектов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Using the project method to enhance the cognitive activity of students in the classroom and in extracurricular activities

 

Автор: Пысенко Любовь Михайловна

МБОУ "Панинская СОШ", Воронежская область, Россия

E-mail: pysenko36@yandex.ru

Pysenko Lyubov Mikhailovna

Paninskaya Secondary School, Voronezh Region, Russia

E-mail: pysenko36@yandex.ru


Аннотация: Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Использование метода проектов дает высокие результаты.

Abstract: The modern education system is faced with an unprecedented task in its history. The pace and content of the changes taking place around us are unusually high. A modern school must prepare its students for life in the new world. The use of the project method gives high results.

Ключевые слова: проектный метод, познавательная деятельность., внеурочная деятельность.

Keywords: project method, cognitive activity, extracurricular activities.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Одной из главных особенностей детского возраста является то, что они всегда задают много вопросов. Очень часто, приходя на урок и начиная объяснение новой темы, мы слышим: «Зачем нам это нужно?» Вопрос, который подчас ставит учителей в тупик и заставляет пускаться в пространные объяснения. На самом деле, это один из ключевых моментов мотивации учения - ребенок должен понимать, как и где он может применить полученные знания на практике: “Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. Именно этот слоган является основным тезисом современного понимания метода проектов, главная задача которого найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы XX века в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которое разработали американский философ и педагог Дж.Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Дж.Дыои предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность в знании. 

Главная задача проектной методики - стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, овладение некоторой суммой знаний для решения этих проблем, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учение устанавливать причинно-следственные связи, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Суть критического мышления — постоянный поиск фактов, их анализ, размышление над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. 

При проблемном обучении учителю очень важно показать ученикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходимо найти проблему из реальной жизни, которая значима и важна для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать как ранее полученные знания, так и приобрести новые. 

Учитель может подсказать источники информации, направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. 

Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников. Он личностно ориентирован, самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности ребят в работу по мере выполнения, позволяет им учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда. 

Успех проекта во многом зависит от умения создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся, так как предполагает использование различных методов, средств обучения, интегрирование знаний и умений из разных областей науки и техники, технологии, творческих областей. А для этого важно, чтобы ученик был главным действующим лицом, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении на всех этапах выполнения проекта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Роль учителя в проекте — стать организатором общения, помощником и речевым партнером учащихся. Проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности, а значит и почву для развития конфликтов. 

Использование метода проектов эффективно на всех ступенях обучения, в учебной и внеурочной деятельности, в том числе и на уроках информатики в старших классах. 

Выбор темы для проекта может быть различным. Она может касаться непосредственно темы изучаемой на уроке и предлагаться учителем, а может ориентироваться на интересы и способности учащихся, как познавательные, так и творческие, прикладные. В старших классах проекты часто носят интегрирующий характер, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. 

Из определения метода проектов, данного Е.С. Полат - «метод, предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемом, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» - ясно, что познавательная ценность проекта будет зависеть от степени самостоятельности учащихся. Это ни в коем случае не отстраняет учителя от выполнения проекта, но это означает, что всю деятельность учащихся от постановки целей, определения задач, выдвижения гипотез их решения, обсуждения методов исследования, способов оформления конечных результатов, сбора, систематизации и анализа полученных данных, подведения итогов, оформления результатов рефлексии по его окончании он должен умело направлять, давая им свободу действий. 

Из практики работы над проектами можно сделать вывод, что наибольший интерес у ребят вызывают творческие проекты, в которых они в полной мере могут использовать свои креативные способности. Это довольно длительные по времени проекты, учащиеся выполняют их в течение одного полугодия или учебного года, используя возможности глобальной сети Internet. В их реализации могут участвовать как ребята одного класса, так и смешанные группы на параллели, а также сборные команды из разных параллелей и даже из разных стран, потому что наша языковая гимназия дает возможность тесного общения с ребятами из гимназий-партнеров Германии. Это особенно интересно, так как есть возможность почувствовать себя в совершенно новой среде, в новой роли. 

Проекты, которые выполняют ребята - это и выпуск школьного альманаха, и подготовка теленовостей, и выпуск поэтических сборников, классных газет, изучение особенностей того или иного явления в разных странах, работа над web-сайтами. 

В целом можно сказать, что использование метода проектов значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности, интеллектуального развития, IТ-грамотности.

 

Литература: 

1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М„ 1997. 

2. Компьютерные телекоммуникации - школе / Под ред. Е.С.Полат - М., 1995 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN