Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на традициях народов Дагестана

Дата публикации: 2023-07-23 13:14:54
Статью разместил(а):
Исмаилов Реван Камалутдинович

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на традициях народов Дагестана

Spiritual and moral education of the younger generation on the traditions of the peoples of Dagestan

 

Автор: Исмаилов Реван Камалутдинович

МКОУ «Хучнинская СОШ № 2», Табасаранский район, Республика Дагестан, Россия

E-mail: revan.ismailov.1971@bk.ru

Ismailov Revan Kamalutdinovich

Khuchninskaya Secondary School No. 2, Tabasaran District, Republic of Dagestan, Russia

E-mail: revan.ismailov.1971@bk.ru

 

Аннотация: Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. В России идет полномасштабная информационная война, направленная на манипулирование и деградацию детского сознания.

Abstract: One of the most important problems of education, over which generations of teachers have fought and are fighting, is the problem of the spiritual and moral formation of the individual. The problem of spiritual and moral education today is more acute than ever in our society. In Russia, there is a full-scale information war aimed at manipulating and degrading children's consciousness.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, патриотизм, традиции народов Дагестана.

Keywords: spiritual and moral education, the younger generation, patriotism, traditions of the peoples of Dagestan.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

К сожалению, на современном этапе развития России, в век информационных технологий, нравственные идеалы молодого поколения формируются под воздействием влияния средств массовых коммуникаций. Раньше существовал чёткий образ – модель подростка или молодого человека. Это пионерские организации, комсомол. Вся работа молодежной политики СССР была направлена на развитие и пропаганду духовно нравственных ценностей долга, совесть, честь, честность, порядочность, милосердие, достоинство, благородство, добро. Спустя много лет свободе слова и отмене цензуры в девяностых годах в России, большинство представителей молодого поколения устремились к западным ценностям: демократии, свободе слова. Активно переписывается и искажается история ВОВ.

По мнению западных СМИ, хвалиться достижениями страны должно быть стыдно. На сегодняшний день огромную роль в размывании духовно нравственных ценностей играют СМИ. С экранов сегодня показывают чаще извращенцев, убийц и просто безнравственных людей «Что же ждет нас в будущем? Какое поколение растим мы сегодня, и каким оно вырастет завтра?».

Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Коррозия души – одна из наиболее грозных, на мой взгляд, болезней нашего времени. Именно поэтому тема духовно-нравственного воспитания учащихся не только не теряет своей актуальности на современном этапе исторического развития, но и становится одной из самых важных и приоритетных в деятельности педагога.

Актуальность моей исследовательской работ, как классного руководителя состоит в том, что в настоящее время, современные дети мало знают о родном крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам время очень сложных социальных потрясений. Сегодня, когда кумирами молодежи становятся скандальные видеоблогеры, исполнители нецензурных песен или олигархи, весьма важна проблема воспитания подрастающего поколения на примерах истинных героев, людей, чья жизнь достойна восхищения и подражания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения своим истокам. В связи с этим задача духовно-нравственного развития молодежи является одной из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. 

Целью исследования является:

- выявить пути и средства системного использования прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе школы в целях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания учащихся.

- формирование у подрастающего поколения чувства любви и верности Родине,

Задачи исследования: 

- формирование у учащихся высоких духовно-нравственных качеств – гуманизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине на основе изучения национальных культурных традиций Дагестана и России; 

- развитие у учащихся гражданственности, патриотизма для сохранения преемственности поколений в России.

Последнее время российскую систему образования подгоняли под западные ценности и стандарты, забывая при этом, что у России есть свой многовековой путь развития системы образования, основанный на духовно-нравственном развитии и воспитании юных наших граждан. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Президент РФ Владимир Путин в ходе оглашения послания Федеральному собранию сказал: «В условиях новых требований, необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий». Президент предложил использовать синтез советского образования и нового опыта. По мнению главы государства, пора возвращаться к традиционной для России системе образования. Основным воспитателем в современном российском образовании в средней школе является, как принято считать, классный руководитель, обладающий высокой нравственной и педагогической культурой.

Классный руководитель на своем примере обязан демонстрировать лучшие качества морали и духовно-нравственные ценности тех народов, детей которых он воспитывает. Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников сегодня занимает важное место в моей деятельности классного руководителя. В своем проекте, я не призываю вернуться в прошлое. Я предлагаю взять основополагающие принципы воспитания личности основанный на духовно нравственных ценности человека. 

Описание этапов работы:

Направления воспитательной деятельности через формирование следующих ценностей:

- Заботу и любовь к родному очагу и семье;

- Преданность Родине;

- Справедливость и честность;

- Доброту и милосердие;

- Дружбу и оказание помощи;

- Уважительность в отношениях с другими людьми.

Духовно-нравственная личность зарождается и формируется в процессе всей жизни. Если вспомним историю человечества, ребенок рождался и рос в семье, окружении взрослых, он смотрел на то, что они делают, как поступают, и он учился у них, запоминая эти модели поведения. Так передавались традиционные духовно-нравственные ценности из поколения в поколение. Это и есть естественный процесс взросления детей.

Можем привести пример с нашего родного края - Дагестан, где еще сильно традиционное семейное воспитание. Дагестан - это многонациональная семья. Сегодня Дагестан является отличным примером того, как более тридцати наций с разными традициями, культурами и языками могут жить в мире и спокойствии в составе многонациональной России. На протяжении столетий народами Дагестана, населяющими нашу многонациональную республику, был накоплен богатый опыт духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Когда вновь пытаются испытать нас на прочность и расколоть Россию по национальным, социальным, религиозным признакам, тема дружбы, сплочённости, братства уважения друг другу является самой приоритетной моей задачей, как классного руководителя. Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры стала приоритетной. Нравственная ценность человека определяется местом его в обществе, отношением его к окружающим и окружающих к нему. История Дагестана - яркий пример мирного сосуществования и сотрудничества разных народов, которые моментально объединяли свои силы против внешних посягательств на независимость и территориальную целостность их общей Родины.

Семейные традиционные ценности.

В настоящее время институт семьи переживает кризис. Подрываются традиционные основы развитие семьи. В России семья всегда была одной из жизненно важных ценностей. В настоящее время институт семьи переживает кризис. Почему мы разрушаем институт семьи, ведь это основа формирования личности? На сегодняшний день мощный бесконтрольный информационный поток в России оказывает пагубное влияние на некрепкие души молодых людей, ищущих духовно-нравственные ориентиры.

На протяжении столетий народами России, был накоплен богатый опыт духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. От того, сколько внимания уделяют родители развитию в детях нравственной культуры, развитию чувств патриотизма, коллективизма, дружелюбия, желания и умения жить интересами окружающих людей, насколько они ценят традиции народов России, зависит, будут ли их воспитанники воспринимать общечеловеческие ценности скептически или посвятят свою жизнь улучшению взаимоотношений между людьми и сохранению мира на Земле. Семья – это ячейка общества, где подрастают будущие защитники Родины, будущие спортсмены, студенты, мастера своего дела, словом, будущая наша смена. А эта смена должна воспитываться на высоких нравственных устоях. Бесспорно, родители являются первыми и главными строителями детских душ, самыми близкими людьми, призванными учить своих чад, жить по законам доброты, красоты и совести.

Патриотизм.

Сегодня как никогда остро стоит проблема возрождения духовных ценностей, провозглашения национальной идеи – патриотизма. Высокая миссия на земле - служить своей Родине. Во все времена в России защита своей родины считалась священным долгом для каждого гражданина. Дагестанский народ давно доказал, что искренние патриотические чувства зависят, прежде всего, от того, насколько высоки его моральные качества, человеческое достоинство, в чем выражается его отношение к родине, к матери. Высокая миссия на земле - служить своей Родине.

Во все времена в Дагестане защита своей родины считалась священным долгом для каждого горца. Дагестанский народ давно доказал, что искренние патриотические чувства зависят, прежде всего, от того, насколько высоки его моральные качества, человеческое достоинство, в чем выражается его отношение к родине, к матери. У нас особое отношение к наиболее популярной песне на слова Расула Гамзатова «Журавли». Она стала гимном всем павшим воинам на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Она о юношах, которые после гибели на полях военных сражений, превратились в белых журавлей. Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому, школьному коллективу, к родным и близким, сверстникам. Дети должны знать о подвигах героев, способных отдать себя во имя воинского долга, братской дружбы.

Новый законопроект о воспитании подрастающего поколения, основанный на патриотизме, уважении к старшим и других духовно-нравственных ценностях, заработал в стране с 2021 учебного года. Не так давно президент Владимир Путин на одной из встреч с лучшими учителями заявил: "Нравственным ориентиром для подростков современной России должен быть патриотизм".

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас окружают. Этому способствуют походы по родному краю, слеты, экскурсии. Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе. На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа духовно-нравственного воспитания?

Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры. А проведение бесед, классных часов, уроков мужества, посещение городских музеев «Россия - история моя», организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и районной  библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, эстафет способствуют активной социализации, заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность.

Пути решения проблемы.

В 2021 году Президент Российской Федерации В.В. Путин во время прямой линии анонсировал программу «Пушкинская карта» по социальной поддержке молодежи от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры. Программа возникла как ответ на злободневную проблему – «справиться с отсутствием интереса к культурным ценностям у молодежи, с искажением образа будущего, дискредитацией понятий «хорошо» и «плохо» и утратой чувства патриотизма». Главная же задача программы – «воспитание подрастающего поколения в соответствии с российскими традиционными духовно-нравственными ценностями». Обязательными критериями для участия в программе учреждений культуры являются, во-первых, «наличие в репертуаре народных произведений, а также русской, отечественной и зарубежной классики», а во-вторых, направленность этого репертуара на «формирование гармонично развитой, социально ответственной и патриотичной личности», что соответствует целям и задачам современной системы образования, в том числе и дополнительного.

Пушкинская карта - это дополнительная возможность для наших детей ознакомиться с культурой и традицией собственного народа.

Проект «Разговоров о важном». В ходе реализации проекта «Разговоров о важном» дети обсуждают вместе со мной волнующие их вопросы, связанные с историей и культурой страны, а также изучать традиции и обычаи ба также особенности ее регионов.  Главная цель проекта — сформировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну. Основная задача проекта направлена на укрепление традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей.

Ожидаемый результат.

Современный воспитательный идеал подрастающего поколения – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В России нельзя вырастить достойных граждан без возрождения национальной гордости, без возрождения национального достоинства, без любви к своей великой родине.

Дагестан - это многонациональная семья. Сегодня Дагестан является отличным примером того, как более тридцати наций с разными традициями, культурами и языками могут жить в мире и спокойствии в составе многонациональной России. Сегодня время героев. Сейчас идёт не менее важная битва за свободу нашего Отечества от американской эксплуатации, от западной культуры деградации, за свободу от нацизма. Завершить свой проект хотелось бы словами Расула Гамзатова: «Мы говорим на разных языках. Но на каком бы языке мы ни говорили, как бы наши суждения ни расходились, нас объединяет одно - любовь к Дагестану - любовь к России».

 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897

2. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968.- 74с.

3. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., Знание, 1979. - 64с.

4. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан- Уде: Бурят. Кн. Изд-во, 1971. -42с.

5. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана

6. Марвенко Н.С. Основы процесса нравственного воспитания личности школьника. М.: Просвещение, 1980. -183с.

       

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN