Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Реализация информационных технологий во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2023-01-04 18:24:33
Статью разместил(а):
Зима Ирина Валерьевна

Реализация информационных технологий во внеурочной деятельности

Implementation of information technologies in extracurricular activities

 

Автор: Зима Ирина Валерьевна

МБОУ г. Астрахани «ООШ № 3», г. Астрахань, Россия.

 e-mail: amiz78@bk.ru

Zima Irina Valeryevna

Middle School3, Astrakhan, Russia.

e-mail: amiz78@bk.ru

 

Аннотация: В данной статье представлены особенности применения информационных технологий во внеурочной деятельности, алгоритмы работы с интерактивными формами.

Abstract: This article presents the features of the use of information technology in extracurricular activities, algorithms for working with interactive forms.

Ключевые слова: технологии, интерактив, обучение, методы. 

Keywords: technologies, interactive, training, methods.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact. Inter - это «взаимный», act - действовать. Интерактивные методы - означают способность взаимодействия в режиме беседы, диалога с кем - либо.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации преподавания познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый как совместная деятельность учащихся и учителя. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, оценивают действия других и свое собственное поведение. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную способность, что делает продуктивным сам процесс обучения .

Между активными и интерактивными методами есть общее, но, несмотря на это, у них имеются различия. Интерактивные методы рассматривают, как более современную форму активных методов.

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важных образовательных целей:

· стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;

· повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

· развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия;

· саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности.

Иными словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом. Роль учителя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся нацеленных на достижение  внеурочной деятельности.  Учитель разрабатывает план внеурочной деятельности, как правило, это интерактивные упражнения и задания, в процессе выполнения которых ученики повторяют учебный материал или знакомятся с новыми видами и формами организованной работы. Таким образом, ключевым компонентом интерактивных занятий можно считать интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учениками.

Большая часть интерактивных упражнений обращается к опыту самого ученика, причем не только учебному, но и жизненному. Не всегда творческие задания подразумевают одно правильное решение и вот тут важен процесс нахождения верного решения, который основывается на опыте учащегося. Применения интерактивных методов, предполагают моделирования жизненных ситуаций, ролевые и деловые игры, совместное решение задач и проблем.

Существенное различие интерактивных заданий и упражнений от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Данные методы соответствует реализации задач по воспитательной работе при внеурочной деятельности: 

1. Формирование высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

2. Воспитание профессионально компетентной личности – интеллектуальной, готовой к трудовой деятельности, духовно развитой, с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

3. Создание среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению студентов, поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению, формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья.

4. Формирование ответственного отношения к окружающей среде, экологического мировоззрения, нравственности и экологической культуры обучающихся.

5. Развитие индивидуальных свойств личности, обеспечивающих конкурентоспособность, продуктивность в овладении знаниями и в осуществлении различных видов творческой деятельности; формирование способностей решения профессиональных задач применительно к различным контекстам.

6. Социализация и самореализация обучающихся в будущей профессиональной деятельности.

7. Создание благоприятной социально-психологической среды для развития, саморазвития, социализации обучающихся; создание условий для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Следовательно, можно сделать выводы об особенностях интерактивного обучения. Небольшие группы учащихся работают над решением задач и выполняют задания. Работая в малой группе, учащиеся стремительно принимают участие во всем, то что происходит на занятии, разъясняют другим, то что осознал сам. При этом школьник занимает активную исследовательскую позицию. Весьма важно организовывать занятие по внеурочной деятельности таким образом, чтобы ученик понял результаты занятия для группы и для самого себя. Важную роль в интерактивных методиках играет учитель. Он должен общаться с учащимися, создавая лучшие условия для формирования мотивации, с целью, чтобы деятельность ученика носила творческий характер, обеспечить благоприятный климат в группе.

Деятельность учителя должна быть выстроена таким образом, чтобы ученики осознавали, что ответственность за получение их знаний лежит на них самих. Учитель может помочь ученикам в выполнении их коллективной деятельности: принимать решения, вырабатывать план действий, продвигаться в выполнении задания, укладываясь в конкретный период времени. Учитель принимает во внимание различные стили познания своих учеников и выбирает разнообразные формы взаимодействия с учениками.

В наше время объем информации настолько огромен, что одному человеку невозможно знать все без исключения, в том числе и в ограниченной области знаний. Ученики должны овладеть совсем иными навыками и умениями: понимать суть вещей, думать, осмысливать идеи и уже на их основе искать определенную информацию. Решению данной задачи и способствуют интерактивные методы.

Интерактивные методы требуют значительно больше времени на подготовку, как ученику, так и педагогу. Приступать к их использованию необходимо постепенно, в случае если учитель и учащиеся с ними не знакомы. Учителю и учащимся для начала необходимо привыкнуть к ним и приобрести определенный опыт их использования.

Применение интерактивных методов, не является целью, а только лишь способу достижения той атмосферы в классе, которая способствует доброжелательности, а также и средство для освоения содержания образования.

Кроме того можно выделить, то что абсолютно во всех интерактивных занятиях присутствует, главные три элемента:

· творческое упражнение, как основа учебной деятельности;

· работа в малых группах, как основа методики;

· дискуссия, обсуждение и подведение итогов.

Технологии интерактивных методов обучения делятся на:

– неимитационные: не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности.

– имитационные (игровые и неигровые имитационные методы обучения): в основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.

К неимитационным методам обучения относят следующие: эвристическая беседа, тематическая дискуссия, «мозговой штурм», круглый стол,  дерево решений и др.

При применении имитационных методов обучения создается нереальная обстановка или ситуация, что помогает обучающимся адаптироваться к реальной профессиональной среде.

К неигровым имитационным методам обучения относят следующие: метод кейсов, дебаты, групповые дискуссии, моделирование конкретных проблем, займи позицию и др.

На сегодняшний день учителям необходимо владеть образовательными технологиями, в основе которых лежит идея формирования адаптивных условий для каждого учащегося.

Одними из наиболее соответствующих личностно-ориентированному подходу являются рассматриваемые нами - интерактивные методы. Цель занятий с применением интерактивных методов состоит в том, чтобы создать такие ситуации, в которых учащиеся:

- не боятся высказывать собственную точку зрения;

- готовы принять помощь, и при необходимости, оказать помощь товарищу;

- развивают умения анализировать свои поступки;

- испытывают чувство радости от коллективной работы.

Организация таких занятий по внеурочной деятельности потребует еще более кропотливой подготовки, чем в обычном режиме. Надо разрабатывать темы, которые заинтересуют учеников и с целью реализации учебно-воспитательных задач с использованием интерактивных методов учитель должен владеть педагогическим мастерством. При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:

- поиск и нахождения проблем;

- анализ проблем;

- определение целей, задач;

- выработка всевозможных вариантов решений;

- нахождения путей решения проблем;

- составление плана работы.

Учитель должен выстроить всю совокупность мыслей и действий, которые необходимы в процесс интерактивного обучения.

Интерактивные методы требуют большого времени для подготовки, как учащемуся, так и педагогу, таким образом начинать нужно с постепенного использования этих методов, если педагог или учащиеся с ними не знакомы. Поначалу можно использовать простые интерактивные методы - работа в парах, мозговой штурм и т.д.

Для успешного применения интерактивных методов, педагог должен внимательно планировать свою работу:

- при использовании методов, учитывать возрастные особенности учащихся;

- дать задание учащимся для предварительной подготовки;

- в течение интерактивных упражнений дать учащимся время подумать над заданием;

- учитывать индивидуальные способности учащегося;

- провести обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения;

С целью осуществления контроля над процессом обучения учитель должен:

- основательно изучить материал и дополнительную литературу;

- внимательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия;

- мотивировать учеников к изучению темы путем выбора наиболее увлекательных интерактивных заданий.

Существует достаточное количество методов интерактивного обучения (работа в малых группах; мозговой штурм; деловая игра; дебаты; дерево решений; ролевая игра). Однако далеко не все интерактивные методы могут использоваться на занятиях.

Интерактивные средства обучения - это средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между участниками учебного процесса или между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

К интерактивным средствам обучения относят: электронные образовательные ресурсы; мультимедийные учебники; компьютер; интерактивные доски (панели, планшеты); средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, локальные и региональные сети связи.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Классификация интерактивных средств по методическому назначению:

· обучающие программные средства - обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;

· программные средства (системы) - тренажёры - обеспечивают отработку умений учащихся, помогают осуществлять самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;

· контролирующие программные средства - предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;

· информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства -позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение - формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации.

· моделирующие программные средства - предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;

· демонстрационные программные средства - обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

· учебно-игровые программные средства - позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

Использование интерактивных ЭОР дают существенное преимущество по сравнению с другими техническими средствами обучения и обладает следующими возможностями:

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на занятиях по внеурочной деятельности;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к занятиям;

- активизируют познавательную деятельность учащихся; ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- закреплении;

- повторении.

Таким образом, важность интерактивных методов обучения заключается в том что, их применение позволяет повысить познавательный интерес и мотивацию обучающихся.

Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения дополнительного материала по внеурочной деятельности. Такая форма общения позволяет научиться формировать свое мнение, грамотно его высказывать, анализируя свои решения, получая связь и поддержку, как от преподавателя, так и от одноклассников, данный метод облегчает процесс запоминания новой информации.

Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать внеурочную деятельность более результативной, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе способствует значительному повышению качества образования. Ведь именно сейчас у преподавателя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания. Информационные компьютерные технологии постепенно, но неуклонно переходят из вспомогательных средство обучения в разряд ведущих. Однако чрезмерное увлечение интерактивными технологиями и электронными образовательными ресурсами может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. 

Организация внеурочной деятельности с использованием информационно-компьютерных технологий  предъявляет повышенные требования к санитарным правила и нормам, неукоснительно соблюдение которых позволит снизить риски и обеспечить сохранение здоровья школьников при применении ИКТ. Новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН содержат значительные изменении по использованию ИКТ в учебном процессе. В отличие от предыдущих СанПиН в действующих имеются только ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности на основе любых средств обучения (книга, меловая доска, интерактивная доска, ПК и т.д.). С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном занятии более двух видов электронных средств обучения.

Таким образом, выполнение данных требований обеспечивается проведением комбинированных занятиеов, на которых чередуются формы организации учебно-познавательной деятельности с различными средствами обучения (тетрадь, книга, ЭОР, интерактивная доска, конструкторы, цифровые лаборатории и т.д.). Это необходимо учитывать учителю при проектировании занятий с использованием как традиционных средств обучения, так и ИКТ.

Интерактивные методы во внеурочной деятельности помогают развивать интеллектуальные способности учеников, их аналитическое мышление, помогают формировать ответственность за собственное обучение.

 

Список литературы:

1. Бородин М.Н., Информатика. УМК для основной школы: 5-6 классы. 7 – 9 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 108 с.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика: методическое пособие для 7-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013.-200с.

3. Дробот А.Н., Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014. № 3. - С. 222-229.

4. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. N 7. - С. 151-157.

5. Пясталова И.Н., Использование проектной технологии во внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 6. - С. 14-16.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN