Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Развитие силовых способностей у старшеклассников на уроках физкультуры для выполнения нормативов ГТО

Дата публикации: 2022-09-26 22:22:11
Статью разместил(а):
Башкирова Светлана Николаевна

Развитие силовых способностей у старшеклассников на уроках физкультуры для выполнения нормативов ГТО

The development of power abilities in high school students in physical education lessons to meet the standards of "Ready for work and defense"

 

Автор: Башкирова Светлана Николаевна

ГБОУ "Лицей № 597", Санкт-Петербург, Россия 

E-mail: dirol_80@mail.ru

Bashkirova Svetlana Nikolaevna

Lyceum № 597, St.-Petersburg. Russia 

E-mail: dirol_80@mail.ru

 

Аннотация: Силовые способности – это способности человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений. Были  рассмотрены основные понятия внедрения ГТО в России, особенности применения нестандартных методик. Проведен эксперимент по внедрению методик. Силовые способности необходимы во всех основных видах спорта, но в разной мере и в разных соотношениях. В одних видах спорта требуются в большей мере собственно силовые способности, в других – скоростно-силовые, в третьих – силовая выносливость.

Abstract: Strength abilities are the ability of a person to overcome external and internal resistances, by means of muscle tension. The basic concepts of the introduction of TRP in Russia, the features of the application of non-standard methods were considered. An experiment on the introduction of techniques was conducted. Strength abilities are needed in all major sports, but to varying degrees and in different ratios. In some sports, to a greater extent, the actual power abilities are required, in others - speed-power, in the third - power endurance.

Ключевые слова: развитие силовых способностей, старшеклассники, уроки физкультуры, нормативы ГТО.

Keywords: development of power abilities, high school students, physical education lessons, "Ready for work and defense" standards.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Современные исследования в области физической культуры и спорта доказывают, что развитие силовых способностей старшеклассников оказывает качественное влияние на весь ход физического развития в дальнейшем.

На основании эксперимента сделаны выводы по эффективности методики. За период прохождения практики мною было принято во внимание определенные показатели физического развития у учащихся. Уровень их подготовки к сдаче норм ГТО, на мой взгляд, был недостаточно высок, что в свою очередь препятствовало действительной оценке, тем самым затрудняло процесс сдачи нормативов.

В связи с этим стоит сделать акцент на развитие отдельного физического качества, что непосредственно раскроет рамки потенциала в процессе подготовительных тренировок учащихся начальной и средней школы, посредством определенных подводящих физических упражнений, а также имеющимся дополнительным отягощением. Такой метод значительно поспособствует улучшению показателей силовых способностей физического развития учеников.

Силовые способности – это способности человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений. Различают собственно силовые способности и специфические силовые способности (скоростно-силовые способности, силовая ловкость, силовая выносливость).

Виды испытаний, входящие в состав ВФСК «ГТО», направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Как известно, к специфическим видам силовых способностей относят скоростно-силовые способности, силовую выносливость и силовую ловкость. Эти виды силовых способностей в полной мере отражают физические качества занимающихся. От степени сформированности данных видов силовых способностей, а именно от скоростно-силовых, зависит результат испытуемого, ведь большинство нормативов комплекса ГТО представляет собой упражнения на быстроту (бег 30 метров, челночный бег, кросс) и силу (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину, подтягивание).

Силовые способности необходимы во всех основных видах спорта, но в разной мере и в разных соотношениях. В одних видах спорта требуются в большей мере собственно силовые способности, в других – скоростно-силовые, в третьих – силовая выносливость.

Современные исследования в области физической культуры и спорта доказывают, что развитие силовых способностей старшеклассников оказывает качественное влияние на весь ход физического развития в дальнейшем.

Также под физическими качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью, подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей особенностей.

Таким образом, в старшем школьном возрасте (15-17 лет) наряду с совершенствованием ловкости, быстроты и гибкости необходима специальная систематическая работа (особенно с юношами), направленная на развитие силовых способностей. Особую значимость при этом приобретают различные упражнения с отягощением для развития статической силы.

Из всего вышеперечисленного следует:

• Физические качества дают возможность осуществлять самые разнообразные виды двигательной деятельности. При этом они всегда проявляются во взаимной связи, которая обусловлена, во-первых, разносторонностью требований, предъявляющие человеку любая двигательная деятельность, и, во-вторых, внутренним единством организма, взаимодействием всех его функций. Практически ни одно физическое качество не существует в «чистом» виде. Однако это не исключает преимущественного, доминирующего проявления отдельных физических качеств в определенных видах деятельности.

• Эффективность целенаправленной подготовки обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО во многом зависит от содержания и методики построения уроков с образовательно-тренировочной направленностью, которая имеет уклон на воспитание силовых способностей обучающихся. Это детерминировано тем, что посредством хорошего уровня мышечных напряжений будет достигаться максимальный результат в выполнении большинства нормативов комплекса.

• Применение средств и методов развития силы позволяет повысить уровень силовых способностей занимающегося, при этом адекватность использования средств и методов развития силы зависит от индивидуальных психолого-педагогических и анатомо-физиологических особенностей занимающегося.

Педагогический эксперимент носил сравнительный характер. Выбранные старшеклассники были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную методом случайной выборки.

На начальном этапе мы использовали следующие тестовые упражнения для исследования статической силы:

1. Тестовое упражнение «Игла».

Цель данного упражнения выявить уровень развития статической силы испытуемого. Выполняется это упражнение на высокой перекладине, следует обхватить ладонями перекладину и провисеть максимальное количество времени.

2. Тестовое упражнение «Колобок».

Цель данного упражнения выявить уровень развития статической силы испытуемого. Выполняется данное упражнение на турнике, следует подтянуться и одновременно подтянуть к себе колени. Повисеть необходимо таким образом как можно дольше.

3. Тестовое упражнение «Полуприсед».

Цель данного упражнения выявить уровень развития статической силы испытуемого. Необходимо согнуть ноги в коленях под углом 90º, удерживая на вытянутых руках гантели весом соответствующим с развитием обучающихся, и задержаться в этом положении как можно дольше.

4. Тестовое упражнение «Планка».

Цель данного упражнения выявить уровень развития статической силы испытуемого. Упражнение Планка относится к изометрическим упражнениям (выполняется статично). За счет колоссального напряжения по противодействию силы тяжести в данном упражнении укрепляются мышцы пресса, спины, ягодиц, мышцы ног и рук, улучшается осанка и общий тонус мышц .

Необходимо в упоре лежа сделать упор на локти. Основное положение заключается в прямом позвоночнике. От таза до макушки головы тело должно представлять прямую линию. Голову держите так, чтобы подбородок был перпендикулярен позвоночнику .

Между показателями контрольной и экспериментальной групп до эксперимента выявлено примерное сходство результатов.

 Между показателями тестовых упражнений по определению уровня развития статической силы старшеклассников обеих групп нет принципиальных различий.

В рамках исследования был составлен комплекс упражнений с отягощением по развитию статической силы, который далее был внедрен в учебно-воспитательный процесс старшеклассников экспериментальной группы. Контрольная же группа занималась, как и раньше, строго по рабочей программе в рамках уроков по физической культуре.

Целью составленного комплекса упражнений являлось повышении уровня развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста. И использование в учебном процессе для развития силовых способностей.

Стоит отметить, что количественные показатели существенно отличаются от показателей до эксперимента.

Эффективность целенаправленной подготовки старшеклассников к выполнению нормативов комплекса ГТО во многом зависит от содержания и методики построения уроков с образовательно-тренировочной направленностью, которая имеет уклон на воспитание силовых способностей обучающихся, а именно статической силы. Это детерминировано тем, что посредством хорошего уровня мышечных напряжений будет достигаться максимальный результат в выполнении большинства нормативов комплекса ГТО.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ведерникова Л.В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л.В. Ведерникова, А.Г. Поливаев // В сборнике: Современные подходы к повышению качества образования: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: ответственный редактор Л.В. Ведерникова, редактор-составитель Л.А. Павлова, Е.В. Слизкова. – Ишим. – 2013. – С. 6-14.

2. Жуков Р.С. Теория физической культуры и спорта: избранные лекции: учебное пособие / Р.С. Жуков, Д.В. Смышляев; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Кемеровский гос. ун-т». – Томск: Изд-во «Томский гос. пед. ун-т», 2009. – 263 с.

3. Корольков В.В. Правовые основы в области обеспечения деятельности физической культуры и спорта: курс лекций: [в 2 ч.] / В.В. Корольков; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Фак. физ. культуры и спорта, Каф. теории и методики физ. культуры и спорта. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, Ч. 1. – 2011. – 153 с.

4. Асильбекова С.А., Примбетов Ш.П. Некоторые периоды развития силовых и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста // Актуальные проблемы детско-юношеского спорта: Сб. науч. Трудов. – Алма-Ата, 1981. – С. 93-96.

5. Власова И.И. Воспитание физического и духовного здоровья школьников на уроках и во внеурочное время // Классный руководитель. – 2009. – № 2. – С. 30-37.

6. Нагаева Т.А., Ильиных А.А., Закирова Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников // Физическое воспитание. – 2009. – № 2. – С. 32-38.

7. Обухова Н.Б., Обухов С.М. Развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон» (21-23 сентября2000 г.) / Сургут: Изд-во Сур-ГУ, 2000. – С. 259-261.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN