Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий

Дата публикации: 2022-09-16 10:49:20
Статью разместил(а):
Ковалева Светлана Николаевна

Ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий

Situational tasks as a means of forming universal learning actions

 

Автор: Ковалева Светлана Николаевна

Средняя школа № 79, г. Красноярск, Россия

e-mail: svetlanakovalevabudnikova@mail.ru

Kovaleva Svetlana Nikolaevna

Secondary School No. 79, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: svetlanakovalevabudnikova@mail.ru 

 

Аннотация: В данной статье описаны особенности применения ситуационных задач в старших классах, а также их значимость в развитии универсальных учебных действий.

Abstract: this article describes the features of the use of situational tasks in high school, as well as their significance in the development of universal educational activities.

Ключевые слова: практико-ориентированный предмет, ситуационные задачи, универсальные учебные действия.

Keywords: practice-oriented subject, situational tasks, universal learning actions.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов обучения не предметные знания, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся», поэтому актуальной и новой задачей для каждого учителя становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Эффективным средством формирования и оценивания личностных и метапредметных УУД могут служить ситуационные задачи, построенные на учебном содержании. 

Спецификой ситуационной задачи является то, что она носит ярко выраженный практико–ориентированный характер, для её решения необходимо не только знание материала данного предмета, но и знание смежных дисциплин. Кроме того, ситуационная задача имеет не традиционный номер в дидактической карточке, а занимательное название, отражающее её смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который формулируется таким образом, чтобы ученику самому захотелось найти на него ответ.

Решение ситуационных задач позволяет привлекать учащихся к активному разрешению учебных проблем, формирует умение ориентироваться в разнообразной информации, выделять главное и второстепенное, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые сведения, перерабатывать и структурировать полученную информацию.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности:

• при решении задачи формируются элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к преодолению препятствий;

• учащиеся самостоятельно определяют цели, функции участников и способы взаимодействия при работе в парах;

• самостоятельно составляют план и последовательности действий.

Общеучебные знаково-символические действия формируются при выполнении первых трех заданий (перевод графической информации в текстовую при работе с картами, текстовой — в символьную при написании уравнений реакций). Для решения задачи учащиеся применяют различные методы информационного поиска, в том числе с помощью поисковых систем сети Интернет. При выполнении последнего задания формируется умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.  

При решении задачи формируются универсальные логические действия:

• учащиеся проводят анализ текста с целью выделения существенной и дополнительной информации (какие вещества вступили в химическое взаимодействие);

• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов (как устроены органы дыхания, какое вещество, взаимодействующее с диоксидом серы, в достаточном количестве находится в легких);

• установление причинно-следственных связей, выведение следствий (что произошло в организмах римских солдат под воздействием диоксида серы);

• выбор оснований и критериев для сериации (в каких областях может использоваться диоксид серы);

• построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия формируются при осуществлении сотрудничества в учебных парах в процессе работы над задачей: умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Связав материал предметной задачи с реальными жизненными ситуациями создаются условия для формирования .личностных универсальных учебных действий. Это позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач. При выполнении пятого задания, ученикам приходится проводить исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов (насколько оправдано применение токсичного вещества в промышленных масштабах), учащиеся учатся ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, что способствует выработке своей жизненной позиции.  

Таким образом, решая ситуационную задачу, осваивая предметное содержание, учащиеся учатся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN