Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Особенности, причины и виды школьной тревожности

Дата публикации: 2022-03-31 19:26:59
Статью разместил(а):
Кудинова Елена Андреевна

Особенности, причины и виды школьной тревожности

Features, causes and types of school anxiety

 

Автор: Кудинова Елена Андреевна 

ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, Россия

e-mail: lena.kudinova.1999@mail.ru

Kudinova Elena Andreevna

DSTU, Rostov-on-Don, Russia

e-mail: lena.kudinova.1999@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье рассматриваются причины и виды школьной тревожности учащихся.

Annotation: This article discusses the causes and types of school anxiety in students. 

Ключевые слова: тревожность, дети, школа, педагог.

Keywords: Anxiety, children, school, teacher.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Оптимальное обучение в школе возможно только при условии систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Обучение и развитие ребенка лучше протекает тогда, когда тревога находится на оптимальном уровне и когда ребенок учится реагировать на нее адекватно. Интенсивность переживания тревоги не должна превышать индивидуального для каждого ребенка предела, после которого он начинает проявлять деструктивное, а не конструктивное влияние. Тревогу, которая полностью локализирована в школьной сфере и порождает поведенческие трудности, обозначают термином «школьная тревожность».

Школьная тревожность - широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожиданиях плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, страх совершить ошибку, опасения не отвечать требованиям взрослых.

Под школьными трудностями понимается весь комплекс проблем, возникающих у ребенка при систематическом обучении и приводящих к нарушению социально-психологической адаптации, плохому состоянию здоровья, и только в последнюю очередь к снижению успеваемости. Это говорит о том, что трудности адаптации к школе в первую очередь негативно сказываются на эмоциональном благополучии и способствуют развитию тревожности. В целом, школьная тревожность выступает как результат взаимодействия личности с ситуацией.

Школьная тревожность, прежде всего, выражается в волнении, повышенной озабоченности в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки к себе со стороны учителей и сверстников. Как следствие, ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения и своих решений. При этом ученик склонен переживать нейтральные школьные ситуации как создающие угрозу его представлениям о себе, личностным интересам и ценностям, негативно влияют на самооценку. Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно выделить:

1. Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

2. Нарушения внутрисемейного и \ или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

3. Соматические нарушения.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:

1) Негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

2) Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3) Противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками.

Повышенный уровень тревожности, снижение успеваемости, проблемы во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками приводят также к негативным изменениям в самооценке школьников.

В свою очередь, незрелость оценок младшим подростком самого себя вызывает трудности во взаимоотношениях с окружающими, неадекватное представление о собственных возможностях, недооценку или переоценку своих способностей, что существенно усложняет адаптационный процесс.

Тревожность детей возрастает при условии, если родители недовольны собственной работой, жилищными условиями или материальным состоянием. Также причины сложностей в школьной адаптации могут быть связаны с "условным" отношением родителей к школьной жизни и успехам ребенка. С одной стороны - это страх родителей за то, что ребенка в школе могут обидеть, а с другой - чрезмерное внимание к его учебной деятельности и завышение ожидания относительно успешности с четкой демонстрацией неприятия негативных оценок.

Причинами тревожности у школьников Е.П. Ильин считает проверку знаний во время контрольных и других письменных работ; ответ ученика перед классом и страх ошибки, которая может вызвать критику учителя или смех одноклассников; получение плохой оценки; недовольство родителей, учителей успеваемостью ребенка; не в соответствии личностно значимое общение. Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей является завышенные требования к ребенку, негибкая догматическая система воспитания, личностные конфликты, связанные с оценкой ребенком собственной успешности в различных сферах деятельности.

У младших подростков тревожность являет собой результат определенной фрустрации потребности в защищенности со стороны ближайшего окружения и представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. Ребенок, для которого свойственен высокий уровень тревожности, отличается частыми проявлениями беспокойства, большим количеством страхов в ситуациях, когда ему ничего не угрожает. Интенсивное переживание тревоги, которое дезорганизует учебную деятельность, обозначают как признак школьной дезадаптации. Наиболее типичное возникновение школьной тревожности связывают с социально-психологическими факторами. Анализ литературы позволил выделить факторы, способствующие ее возникновению и закреплению:

1. Учебные перегрузки, обусловленные различными аспектами современной системы организации образовательного процесса. Они связаны со структурой учебного года. Исследования показывают, что после 6 недель активных занятий у детей резко снижается уровень работоспособности и растет уровень тревожности. Также перегрузка может возникать в течение учебной недели; доказано, что эффективность учебной деятельности снижается к концу недели. И на перегрузку школьников, влияет продолжительность урока; доказано, что первые 30 минут урока ребенок отвлекается в три раза меньше, чем за 15 последних минут урока.

2. Неспособность школьника справиться со школьной программой может быть обусловлено различными причинами: повышением уровня сложности учебных программ, которые не соответствуют уровню развития детей; недостаточным уровнем развития высших психических функций учащихся; психологическим синдромом хронической неуспеваемости, который формируется в младшем подростковом возрасте при переходе на высшую ступень обучения; основная особенность психологического профиля такого ребенка - высокая тревожность, обусловленная несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка.

3. Неадекватные ожидания со стороны родителей порождают у ребенка внутренний конфликт, который закрепляет тревожность. Чем больше родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выраженной является тревожность у ребенка.

4. Неблагоприятные отношения с педагогом. Тревожность может быть обусловлена стилем взаимодействия педагога с учащимися. Формированию тревожности способствуют завышенные требования педагога к учащимся, которые часто не соответствуют возрастным возможностям детей, а также тревожность может быть вызвана выборочным отношением педагога к конкретному ребенку, связанным с систематическим нарушением этим ребенком правил поведения на уроке.

5. Постоянные оценочно-проверочные ситуации сильно влияют на эмоциональное состояние школьников, поскольку проверку интеллекта относят к наиболее психологически дискомфортным ситуациям, особенно, если эта проверка связана с социальным статусом личности.

6. Изменение школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом. Изменение школьного коллектива является стрессогенным фактором, поскольку предусматривает необходимость установления новых взаимосвязей с незнакомыми сверстниками.

Особую роль в возникновении школьной тревожность играет также социально-психологический климат в коллективе.

Социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности коллектива и всестороннему развитию личности в группе. Отметим, что социально-психологический климат в подростковом коллективе определяется реальными отношениями между подростками, их умениями и навыками этического взаимодействия. Он формируется на основе субъективного мнения и отношения к отдельным людям, стиля взаимоотношений, групповых норм и ценностей. Каждым подростком социально-психологический климат переживается индивидуально как удовлетворение или неудовлетворение пребыванием в данном коллективе, своим статусом в нем.

Р. Немов выделяет три вида взаимоотношений подростков по степени их близости, содержанию и их за функциями:

1) внешние, эпизодические «деловые» контакты, которые служат для удовлетворения сиюминутных интересов и потребностей, которые являются поверхностными;

2) общение на уровне товарищеских отношений, что способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками;

3) дружеские связи, которые помогают решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.

Наиболее значимыми для подростка является дружеские отношения. Такие же проявления поведения, как эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, стремление командовать, нежелание считаться с мнением товарищей не признаются подростками, осуждаются, отбрасываются. Важными потребностями подростка есть потребности в признании, в самоутверждении, самовыражении, стремлении занять желаемое место в системе взаимоотношений класса. Однако из-за ряда субъективных и объективных факторов статусная позиция подростка в коллективе не соответствует его желаниям, что порождает негативные чувства ребенка, способствует возникновению тревожности.

Социально-психологический климат может формироваться и регулироваться на различных этапах и разных видах деятельности. Его роль в жизнедеятельности коллектива и каждого члена группы многофункциональная. Положительный психологический климат ученического коллектива формирует референтное отношение к своему классу. Такой климат отражает стиль педагогических отношений и влияет на развитие дружеских отношений в классе. Атмосфера на уроках зависит от общего настроя коллектива в целом.

Итак, основная задача учителей в управлении учебно-воспитательным процессом заключается в создании условий, стимулирующих развитие благоприятной психологической атмосферы в ученических коллективах, что, в свою очередь, отражается на развитии и уровне знаний школьников. Итак, школьная тревожность может проявляться различными способами. Основными диагностическими признаками школьной тревожности является пассивность на уроках, избегание публичных ответов, смущение при замечаниях, которые сочетаются с ухудшением соматического здоровья детей, нежеланием ходить в школу и чрезмерной бдительностью при выполнении заданий.

 

Список литературы:

1. Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога / А.В. Батаршев // Журнал «Человек и образование». – 2015 - №42 – С.18-21

2. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие. — М.: Логос, 2013. — 306 c.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN