Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование интерактивного и иммитационного методов обучения при изучении профессиональных модулей

Дата публикации: 2021-11-25 17:09:23
Статью разместил(а):
Попкова Галина Сергеевна

Использование интерактивного и иммитационного методов обучения при изучении профессиональных модулей

The use of interactive and immitude methods of learning when studying professional modules

 

Автор: Попкова Галина Сергеевна

КГБПОУ Красноярский политехнический техникум, г. Красноярск, Россия.

e-mail: popkovagalina@mail.ru

Popkova Galina Sergeevna

Krasnoyarsk Polytechnic Technical School, Krasnoyarsk, Russia.

e-mail: popkovagalina@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает методическую разработку по применению интерактивного и имитационного методов учебной деятельности при изучении профессиональных модулей и приводит пример использования при изучении одной из тем профессионального модуля.

Annotation: In this article, the author describes a methodological development for the application of interactive and simulation methods for learning activities when studying professional modules and provides an example of use in studying one of the topics of a professional module.

Ключевые слова: методическая разработка, блок-схема вопросов, нестандартные производственные ситуации.

Keywords: methodical development, block - scheme of questions, non-standard production situations.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Введение.

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, инициативных, предприимчивых, творческих специалистах.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов, которое происходит в процессе углубленного изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

Для повышения интереса студентов необходимо правильно организовать учебную деятельность, выбрать формы и методы обучения, содействующие стремлению студентов непрерывно пополнять профессиональные знания.

Многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Суть интерактивного метода состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Совместная деятельность при освоении учебного материала позволяет обмениваться знаниями, идеями, каждый вносит свой индивидуальный вклад.

Профессиональная подготовка ориентируется на конкретную практическую деятельность, поэтому очень важно обеспечить единство теоретической и практической подготовки. На первый план выдвигается прикладной характер подготовки будущих специалистов.  Например, специфической чертой практических занятий является решение реальных производственных задач и ситуаций, когда теоретические знания должны стать инструментом практической деятельности.

Актуальность методической разработки.

1. Создание условий, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций через внедрение в образовательную деятельность интерактивных форм обучения.

2. Использование имитационных методов учебной деятельности, а именно:  ситуационные тесты (метод инцидента);   практические занятия по решению ситуационных задач – анализ конкретной ситуации, возникающей при проведении технологических процессов производства различных видов продукции или полуфабрикатов, при эксплуатации оборудования.

Такие занятия позволяют осуществить неразрывную связь теоретического и практического обучения.

Цель методической разработки: Обобщение положительного педагогического опыта и возможностей использования элементов интерактивного и имитационного методов при реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности.

Новизна методической разработки. 

На современном этапе продолжается внедрение компетентностного подхода в образовательной деятельности. Мы встречаем много теоретических статей, но в методической литературе недостаточно конкретных примеров, демонстрирующих применение таких технологий, особенно в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

В данной методической разработке смоделирована технология интерактивного и имитационного методов учебной деятельности.

 

Одним из методов интерактивной работы студентов является работа по блок – схеме вопросов «Как?» «Почему?» «А что, если?».

В результате решения этих вопросов студенты проявляют инженерный подход к проблеме, могут появиться новые технические решения. Такая постановка вопросов развивает творческое мышление, изобретательский подход к решению технических задач,  кроме этого, заинтересовывает в изучении научно-технической информации.

Структура:

1118 01

1. Студенты изучают новый материал, где получают стандартные ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

2. Далее получают блок-схему вопросов по предмету изучения. Работа с блок-схемой может проводиться   на аудиторных занятиях и  как самостоятельная работа дома.

При работе с блок-схемой студенты показывают:

 - достаточно глубокие знания по основному предмету;

 - используют знания, полученные на других профессиональных дисциплинах;

 - математические умения и навыки для доказательства своих соображений;

 - при решении ситуационных задач проводят анализ ситуации, выявляют причины   возникновения, возможные её последствия  и рекомендуют методы решения или исправления.

Умение перенести полученные ранее знания на решение новых задач – это уровень творчества.

При ответах на вопросы «Что будет, если?» студент обязательно должен выделить положительные и отрицательные стороны ответов и сделать вывод о целесообразности внесённых изменений.

Для удобства два секретаря фиксируют предложенные варианты ответов, причём один из них только положительные стороны, другой – отрицательные.

При сравнении всех «за» и «против» по каждому пункту обсуждения - рождается правильный ответ.

Такая работа учит применять анализ, один из методов научного исследования.

Процесс работы над проблемной производственной ситуацией может быть индивидуальным или в паре. В результате должна быть предложена своя версия решения задачи.

Коллективный разбор и поиск наиболее оптимального варианта решения задачи развивает у студентов:

- умение технически грамотно и логично выражать свои мысли;

- умение делать выводы и аргументировать решения;

- остаивать свою точку зрения.

Этот пункт можно организовать как технический семинар, где практически каждый будет иметь возможность выступить по любому из обсуждаемых вопросов.                               

 

Пример проведения урока.

В данной методической разработке представлен пример проведения урока  контроля знаний, умений и навыков студентов по теме 1.4  «Технологические процессы и организация переработки древесины для получения сульфатной целлюлозы» из ПМ.01 Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины  МДК01.01. «Организация и технология производства волокнистых полуфабрикатов».

Блок-схема вопросов:

1118 02

 

Иммитационные методы обучения - решение нестандартных производственных ситуаций

Проблемные производственные ситуации, возникающие в процессе варки сульфатной целлюлозы на установках «Камюр»:

1. Низкая температура в зонах варочного котла непрерывного действия.

2. В процессе варки в варочном котле происходит зависание щепы. Укажите места в котле, где это возможно.

3. Повышенное количество непровара после сульфатной варки.

4. Гидроудары в системе верхней циркуляции, связывающей верхнюю горловину котла с питателем высокого давления.

5. В процессе работы уменьшилась производительность выносных теплообменников и повысился расход пара на подогрев щёлока.

6. Щепа имеет мятые кромки.

7. Повышенное содержание волокна в отбираемом из котла щёлоке.

8. В процессе работы повысился расход пара на подогрев щёлока.

Работать по решению нестандартных производственных ситуаций студентам предлагается в паре.

Пример предлагаемых для решения ситуационных задач:

1. При работе варочной установки «Камюр» снизилась производительность, а расход пара на нагрев варочного щёлока увеличился. В сваренной целлюлозе количество непровара превышает норму. Укажите возможные причины и методы устранения нарушений. Как это повлияет на общие показатели работы цеха?

2. При работе варочной установки «Камюр» происходят гидроудары в системе верхней циркуляции, связывающей верхнюю горловину котла с питателем высокого давления. Уменьшилось количество отработанного щелока, отбираемого в верхний расширительный резервуар. Укажите возможные причины и методы устранения нарушений. Как это повлияет на процесс варки?

 

Список литературы:

1. Рушинцева И.В. Имитационные технологии в методической подготовке будущих инженеров-педагогов / И. В. Рушинцева // Технологические аспекты образовательного процесса: проблемы, поиск, опыт: сборник научных трудов / Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. гос. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования, Акад. проф. образования. - Екатеринбург, 2000. - С. 61-70.

2. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Гущин Ю.В. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, с. 1-18, 2012.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN