Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Организация социальной работы с подростками девиантного поведения

Дата публикации: 2021-11-03 20:45:49
Статью разместил(а):
Кудинова Елена Андреевна

Организация социальной работы с подростками девиантного поведения

Organization of social work with adolescents of deviant behavion

 

Автор: Кудинова Елена Андреевна

ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, Россия

e-mail: lena.kudinova.1999@mail.ru

Kudinova Elena Andreevna

DSTU, Rostov-on-Don, Russia

e-mail: lena.kudinova.1999@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье рассматривается социальная работа, проводимая с девиантными подростками.

Annotation: in this article looks at social work done with deviant teens.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, подростки.  

Keywords: deviant behavior, prophylaxis, teens.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Девиантное поведение не является уникальным или новым явлением, однако, его социальная природа изучена слабо. Острота данной проблемы в современном обществе связана с тем, что причины и виды девиантного поведения становятся все разнообразнее и впервые проявляются в подростковом возрасте, что делает его совершенно непредсказуемым.

Следует отметить, что организация работы с подростками с девиантным поведением – это задача межведомственная, включающая в себя как вопросы воспитания, так и социальной работы. Решением этой задачи занимаются сегодня органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных организаций.

Важной функцией органов управления образованием в профилактической работе с подростками выступает организация воспитательной деятельности.

Целями организации воспитательной деятельности могут быть:

1) социально-педагогическая защита подростков;

2) предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита его прав;

3) формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

4) увеличение степени относительной самостоятельности подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

5) создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

6) адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе (в том случае, если имеет место, сформировавшееся девиантное поведение);

7) компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;

Если говорить о социальной работе, проводимой с девиантными подростками, то в общем смысле – это профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельной личности, так и группе людей. Данная деятельность оказывается в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Такую работу можно разделить на пять больших групп: профилактика, коррекция, реабилитация, терапия и адаптация.

Важно сказать о социальной адаптации девиантных детей, так как она является основной технологией социальной работы, направленной на предотвращение появления девиантного поведения. Социальная адаптация – это приспособления несовершеннолетнего к условиям социальной среды, а так же сюда относиться: формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, действие по освоению стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия.

Существуют механизмы социальной адаптации, позволяющие в полном объёме разрешить проблему в поведении несовершеннолетнего:

1. Психологические механизмы, направленные на развитие и правильное формирование личности несовершеннолетнего, приспособление личности ребёнка к требованиям окружающей среды. Сюда относят механизмы психологической защиты, травмы, психологического и психического внушения.

2. Социально-психологические механизмы, способствуют адекватному приспособлению личности ребёнка к требованиям окружающей среды.

К 2 группе социальной работы, направленной на девиантных несовершеннолетних, относят профилактику. Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, которые направлены на предотвращение возможных психологических, физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие индивидам в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей: возможность удовлетворения потребностей социально-положительными способами; возможность своевременно предложить квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации.

К методам профилактики девиантного поведения можно отнести: психологические тренинги; воспитательные беседы, лекции; образовательные программы.

С помощью социально-педагогической профилактики, проводимой с девиантными детьми и подростками, молодежь учится решать свои проблемы общепринятыми, законными методами и способами.

Для профилактики девиантного поведения используются следующие существующие способы:

– забота о материальной обеспеченности несовершеннолетних и членов их семей;

– организация досуга подростков. Организация досуга детей и подростков оказывается на высоком уровне – соответствует требованиям времени, чтобы у детей присутствовала заинтересованность;

– проведение образовательных курсов или специализированных программ, способствующих просвещению молодежи и отдалению тяги подростков к алкоголизму, курению и употреблению других наркотических веществ;

– пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика девиантного поведения должна охватывать не только группу подростков, но и все слои населения. Поэтому без систематической, комплексной профилактики сложно добиться положительных результатов, которые не находятся в процессе колебания, а устойчивы.

Если говорить о коррекции, то можно сказать, что необходимость коррекции поведения подростка возникает уже при сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. То есть в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения: социальная апатия; аутизм; агрессивность; раздражительность; отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; чрезмерная эмоциональность и раздражительность; конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению.

Коррекция девиантного поведения – это социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, которые направлены на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Классифицировать методы коррекционной работы с подростками с девиантным поведением можно на две группы: педагогические и психотерапевтические методы.

Соответственно, каждая из этих групп методов подразделяется на подгруппы.

При работе с девиантами практически невозможно обойтись без взаимосвязи с психологом. К психотерапевтическим методам коррекции относятся: внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения и психоанализ.

Успех коррекционной работы обеспечивается путем мобилизации усилий. Не последнюю роль ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности активизировать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, но также и при кризисах, конфликтах и т.п.

Если говорить о коррекционной работе с детьми с девиантным поведением, уместно сказать о функциях процесса перевоспитания, которое состоит из следующих элементов:

1) Воспитательная часть – восстанавливает положительные качества, преобладающие у ребенка или подростка до проявления девиантного поведения (воспоминания о хороших делах, поступках).

2) Компенсаторная часть – с её помощью формируется стремление к компенсации (замене) социального недостатка, с помощью усиленной деятельности в близкой человеку области. С помощью этого происходит реализация своих потенциальных возможностей, а также, происходит процесс самоутверждения, недостаток которого и мог явиться причиной девиантности у молодого человека.

3) Стимулирующая часть – проявляется в виде активизации положительных, социально-полезных деятельностей индивида. Данная часть направлена на осуждение или одобрение деятельности, или поведения индивида в момент девиантности (эмоциональное отношения к личности, ее поступкам).

4) Корректирующая часть – проявляется в виде исправления отрицательных качеств личности молодого индивида (корректировка ценностных ориентации, установок, поведения).

5) Регулирующая часть представляет собой воздействие (давление) социальной группы на личность, вследствие чего вызывает изменения в поведении индивида, как внутри группы, так и за ее пределами.

Реабилитация же рассматривается как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Так же, реабилитация может рассматриваться и как конечный результат влияния на личность, а именно: ее отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, трактуемой как способ использования резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление или активизация.

Следовательно, можно сделать вывод, что реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

В связи с этим, можно выделить несколько видов реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную и бытовую.

Направление медицинской реабилитации основано на направленности восстановления или компенсации утраченной функции организма ребенка.

Если же говорить о таком виде реабилитации подростков как психологическая реабилитация, то можно сказать, что направление данного вида реабилитации основано на направленности по отношению к психологической сфере личности. Целью психологической реабилитации является преодоление в сознании ребенка, имеющим девиантный вид поведения, представление о его ненужности как личности.

Профессиональная реабилитация направлена на обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, а именно поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация – представляет собой процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования 

   

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN