Профессиональное самоопределение студентов

Дата публикации: 2021-01-12 07:44:31
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Профессиональное самоопределение студентов

Professional self-determination of students

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматриваются основы профессионального самоопределения студентов для каждого уровня высшего образования, что станет эффективной поддержкой в реализации осознанного выбора направления обучения, направленности будущей деятельности, специализации и научных интересов.

Abstract: The article discusses the basics of professional self-determination of students for each level of higher education, which will become an effective support in the implementation of a conscious choice of the direction of study, direction of future activities, specialization and scientific interests.

Ключевые слова: профессионал, образование, самоопределение, студент, ВУЗ.

Keywords: professional, education, self-determination, student, university.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

В соответствии с государственными образовательными стандартами нового поколения одной из основных задач высшего образования становится подготовка высококвалифицированных специалистов к профессиональному росту и построению собственной карьеры.

Подготовка специалистов такого уровня требует поддержки развития профессионального самоопределения студентов как длительного процесса формирования их субъективного отношения к профессиональной деятельности.

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения абитуриентов и студентов, как поддержка в выборе направления обучения, направленности будущей деятельности, самореализации личностного потенциала в профессии, развитии профессионального самосознания становится особенно важным при многоуровневой структуре высшего образования, где на каждом уровне этот процесс имеет свои особенности.

На уровне бакалавриата студенты получают базовое образование по выбранному направлению подготовки, которое предоставляет широкие возможности трудоустройства и выбора профессиональной деятельности за счет отсутствия узкой специализации.

Магистратура позволяет получить более узкую специализацию, учитывающую текущую потребность рынка труда и широкий спектр альтернатив научно-исследовательской, практической или преподавательской работы в выбранном направлении профессиональной деятельности.

На уровне аспирантуры профессиональные интересы акцентируются на исследовании актуальных вопросов в выбранной области современной науки, что требует ориентации в научных проблемах, инновационных методах исследования и проектно-изыскательной деятельности.

Современные университеты имеют многопрофильную структуру и ориентируются на ключевые проблемы региональных структур, реализуют программы магистратуры и аспирантуры, ведут активную исследовательскую и инновационную работу.

Как показывает проведенный анализ практики сопровождения профессионального самоопределения в ВУЗах, этот процесс при современных возможностях реализации личностного потенциала в профессиях недостаточно эффективен: он ограничивается обучением профильным дисциплинам и производственной практикой; студенты мало информированы о потребностях рынка труда в специалистах нужного профиля, содержании будущей профессиональной деятельности, необходимых профессиональных ценностях и личностных качествах; не учитываются особенности подготовки на разных уровнях высшего образования [1].

Актуальность обусловлена требованиями социального заказа общества и потребностями рынка труда в подготовке не только высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, но и социально определившихся, способных к прогнозированию собственной программы профессионального развития личностей [2].

Педагогическое сопровождение должно осуществляться на основе особенностей профессионального самоопределения каждого уровня высшего образования, что станет эффективной поддержкой в реализации осознанного выбора направления обучения, направленности будущей деятельности, специализации, научных интересов.

Процесс педагогического сопровождения должен осуществляться в соответствии с функциональной многоуровневой моделью. Разработанное и реализованное содержание блоков данной модели – научно-целевой, содержательный, диагностико-корректирующий, оценочно-результативный, обеспечит развитие навыков карьерного проектирования студентов.

 

Список литературы: 

1. Сергеева С.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 58.

2. Золотарев С.П. Особенности профессионального самоопределения студентов / С.П. Золотарев // Вестник АПК Ставрополья. – 2016. – № 4. – С. 132.