Структура самообразования студентов-юристов

Дата публикации: 2020-10-08 07:01:43
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Структура самообразования студентов-юристов

Self-education structure of law students

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается структура самообразования студентов-юристов как целенаправленная, систематическая познавательная деятельность, способствующая личностному включению обучающихся в процесс освоения профессиональной юридической деятельности.

Abstract: The article examines the structure of self-education of law students as a purposeful, systematic cognitive activity that contributes to the personal inclusion of students in the process of mastering professional legal activity.

Ключевые слова: студент-юрист, самообразование.

Keywords: law student, self-education.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

Самостоятельная работа в системе профессиональной подготовки студентов-юристов – это целенаправленная, систематическая, структурированная самим субъектом познавательная деятельность, способствующая личностному включению обучающихся в процесс освоения профессиональной юридической деятельности и осуществляемая на основе опосредованного организационного воздействия со стороны преподавателя с использованием. интерактивных, современных информационно-коммуникационных технологий и технологических платформ электронного обучения.

Модель подготовки студентов-юристов к непрерывному самообразованию в процессе самостоятельной работы в вузе включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный.

Целевой компонент модели представлен иерархией образовательных целей (высший базовый уровень, этапно-конструктивный уровень) с учетом особенностей подготовки будущих юристов в условиях цифровизации.

Содержательный компонент модели проектирует познавательное пространство формирования готовности студентов-юристов к непрерывному самообразованию средствами самостоятельной работы.

Технологический компонент модели представлен формами, методами и самостоятельной работы с использованием интерактивных, современных информационно-коммуникационных технологий и технологических платформ электронного обучения.

Результативный компонент модели раскрывает представления о планируемых результатах процесса формирования готовности к непрерывному самообразованию, предполагает мониторинг данного процесса [1].

Формирование готовности студентов-юристов к непрерывному самообразованию происходит наиболее эффективно при создании определенных условий: моделирования содержания самостоятельной работы с учетом современных условий осуществления юридической деятельности в цифровой среде; изменение роли преподавателя в организации и сопровождении самостоятельной работы студентов: консультирование и оказание индивидуальной педагогической поддержки студенту в его самостоятельной познавательной деятельности, создание условий для объективной оценки прогресса обучающегося в самообразовании; использование интерактивных технологий, современных информационно-коммуникационных технологий, технологических платформ электронного обучения, позволяющих: создавать и размещать курсы, включающие в себя различные виды интерактивных заданий; организовывать непрерывный контроль усвоения знаний (тестовые, контрольные, расчетно-графические задания и т.п.) [2].

Таким образом, структура готовности к непрерывному самообразованию студентов-юристов представлена совокупностью следующих компонентов:

– мотивационно-ценностный компонент, включающий в себя ценностное отношение к избранной профессии и комплекс мотивов, обеспечивающий эффективность самообразования;

– процессуально-деятельностный компонент, представленный совокупностью умений самообразования, рационального осуществления деятельности по самообразованию от определения целевых установок до получения конкретных результатов и их оценки;

– когнитивно-оценочный компонент, включающий: знание и оценку себя как будущего профессионала и субъекта самообразовательной деятельности, индивидуальную профессиональную концепцию; профессиональное юридическое мышление;

– эмоционально-волевой компонент, включающий в себя способности к саморегуляции поведения, развитые волевые качества и эмоциональную устойчивость.

 

Список литературы: 

1. Батыршина А.Р. Технология организации самостоятельной работы студентов / А.Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 9. – С. 83.

2. Стородубцева Т.Н. Модель организации самостоятельной работы бакалавров / Т.Н. Стородубцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-5. – С. 911.