Самостоятельность студентов в высшей школе

Дата публикации: 2020-07-12 14:08:03
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Самостоятельность студентов в высшей школе

The development of student independence at the university

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается становление и развитие самостоятельности студентов в высшей школе как собой процесс поэтапного освоения студентами вуза совокупности задач осуществления самостоятельной учебной и внеучебной познавательной деятельности при целенаправленной поддержке преподавателя.  

Abstract: The article considers the formation and development of students' independence in higher education as a process of phased development by university students of the totality of the tasks of independent educational and extracurricular cognitive activities with the focused support of the teacher.

Ключевые слова: самостоятельность, студент, высшая школа, ВУЗ.

Keywords: independence, student, high school, university.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

Познавательная самостоятельность студента представляет собой личностное образование, которое характеризует его способность при поддержке преподавателя осуществлять самостоятельную познавательную деятельность по решению ее типовых задач на основе знаний об этой деятельности, имеющегося жизненного и образовательного опыта, ценностного отношения к ней.

К типовым задачам осуществления самостоятельной познавательной деятельности относятся задачи:

− определения цели предстоящей самостоятельной познавательной деятельности;

− отбора, анализа, обобщения и систематизации информации из различных источников, в том числе и электронных, необходимых для достижения ее целей;

−  определения способов выполнения познавательной деятельности;

− осуществления различных форм самостоятельной познавательной деятельности;

−  оценки результата и рефлексии выполненной деятельности;

−  презентации результатов деятельности [1]. 

Развитие познавательной самостоятельности студентов в высшей школе выступает как цель и атрибут образовательного процесса, представляет собой процесс поэтапного освоения студентами совокупности задач осуществления самостоятельной учебной и внеучебной познавательной деятельности при целенаправленной поддержке преподавателя.

Этапность в развитии познавательной самостоятельности студентов задается «движением» от развития положительного отношения к самостоятельной познавательной деятельности к развитию умений ее осуществлять, а далее − к переносу сформированных умений в разнообразные ситуации познавательной деятельности.

Показателями развития познавательной самостоятельности студентов являются:

− положительная динамика в изменении позитивного отношения студентов к самостоятельной познавательной деятельности;

− положительная динамика в развитии умений решать типовые задачи осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

− рост степени независимости от педагогической и товарищеской помощи;

− перенос умений осуществлять самостоятельную познавательную деятельность на решение задач этой деятельности вне занятия и наоборот [2]. 

Развитию познавательной самостоятельности современных студентов способствуют такие педагогические условия, как:

− выделение в содержании образовательного процесса типовых задач и способов самостоятельной познавательной деятельности студентов, которые соответствуют их возрастным потребностям и возможностям, отражают специфику предметной области, специфику учебной и внеучебной деятельности;

− организация просвещения родителей, которое включает в себя знакомство: с проблемой познавательной самостоятельности студентов в развитии их личности в современном мире, с особенностями современных студентов и их трудностями, со способами помощи в развитии их познавательной самостоятельности;

− реализация дифференцированного подхода к организации образовательного процесса на различных этапах развития познавательной самостоятельности студентов на основе учета их отношения и достижений в этой деятельности, сочетания индивидуальных и групповых форм работы, единства учебной и внеучебной деятельности.

 

Список литературы: 

1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л. В. Жарова. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с.

2. Орлов А.А. Развитие познавательного потенциала студентов в образовательном пространстве педагогического вуза / А.А. Орлов // Педагогика. – 2019. – № 8. – C. 47-57.