Развитие самостоятельности студентов в ВУЗе

Дата публикации: 2020-07-12 14:05:10
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Развитие самостоятельности студентов в ВУЗе 

The development of student independence at the university

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается развитие самостоятельности студентов в ВУЗе как личностное образование, которое характеризует его способность при поддержке преподавателя осуществлять самостоятельную познавательную деятельность по решению ее типовых задач на основе знаний об этой деятельности, имеющегося жизненного и образовательного опыта, ценностного отношения к ней.  

Abstract: The article discusses the development of students independence in a university as a personal education, which characterizes its ability, with the support of a teacher, to carry out independent cognitive activities to solve its typical tasks based on knowledge of this activity, existing life and educational experience, and a valuable attitude towards it.

Ключевые слова: самостоятельность, развитие самостоятельности, студент, ВУЗ.

Keywords: independence, development of independence, student, university.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

В современном мире идет интенсивный поиск базовых, ключевых компетенций человека XXI века, которые позволят ему успешно решать свои жизненные проблемы.

Среди этих компетенций особое место занимает самостоятельность, которая выступает одновременно основой, условием и показателем развития всех других компетенций: креативности, критического мышления, коммуникативности, командности и др.

Важным видом самостоятельности человека является его познавательная самостоятельность, которая формируется под влиянием многих факторов, но прежде всего под влиянием высшей школы. Сегодня общество и государство предъявляют повышенные требования к ее развитию.

От высшей школы ждут, что выпускники будут способны не только реализовывать отдельные формы самостоятельной работы, но и осуществлять самостоятельную познавательную деятельность в процессе непрерывного образования.

Вместе с тем, анализ эмпирических данных и нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что учащиеся высших школ испытывают серьезные затруднения в определении целей своей самостоятельной познавательной деятельности, в планировании своих действий по ее достижению, используют достаточно узкий круг способов и форм ее реализации [1].

У современных подростков часто проявляется потребительское отношение к знаниям или отсутствует интерес к их получению в высшей школе.

В современных условиях преподаватели высшей школы считают проблему познавательной самостоятельности значимой, однако нередко затрудняются при выборе способов и форм содействия ее развитию, не всегда строят образовательный процесс с учетом возрастных особенностей студентов, их интересов, способностей, жизненного опыта.

Родители заинтересованы в развитии познавательной самостоятельности своих детей, однако нередко, желая помочь им, решают за них возникающие проблемы.

Развитию самостоятельности студентов в высшей школе способствуют:

− ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности как одну из его ведущих целей, обязательный атрибут и поэтапный процесс освоения учащимися задач осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

− отражение в содержании урочной и внеурочной деятельности всей совокупности типовых задач осуществления самостоятельной познавательной деятельности студентов;

− обеспечение единства урочной и внеурочной самостоятельной деятельности путем использования разнообразных способов, форм и технологий (в том числе и компьютерных) организации образовательного процесса;

− подготовка преподавателей и родителей к оказанию помощи в овладении ими самостоятельной деятельностью [2].

Таким образом, самостоятельность подростка представляет собой личностное образование, которое характеризует его способность при поддержке преподавателя осуществлять самостоятельную познавательную деятельность по решению ее типовых задач на основе знаний об этой деятельности, имеющегося жизненного и образовательного опыта, ценностного отношения к ней.

 

Список литературы: 

1. Болотский А.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема / А.А. Болотский // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 824-827.

2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л. В. Жарова. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с.