Формы сопровождения деятельности преподавателей

Дата публикации: 2020-04-05 05:44:36
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Формы сопровождения деятельности преподавателей 

Forms of support for teachers activities

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается реализация форм сопровождения профессиональной деятельности преподавателей, которые влекут за собой обновление содержания педагогической работы преподавателя, необходимость освоения новых моделей учебно-воспитательного процесса.

Abstract: The article deals with the implementation of forms of support for professional activities of teachers, which entail updating the content of the teacher's pedagogical work, the need to develop new models of the educational process.

Ключевые слова: преподаватель, деятельность, сопровождение деятельности, профессиональная деятельность.

Keywords: teacher, activities, support activities, professional activities.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

Преобразования в учебно-воспитательном процессе современного вуза приводят к тому, что происходят изменения требований к преподавателям, их педагогической деятельности, уровню и качеству профессиональной компетентности.

В данных условиях успешность и востребованность преподавателей зависят от того, насколько они активны, мобильны, инициативны, открыты для инновационных изменений, отражающихся в трансформации организационных структур высшей школы, целей, внутреннего и внешнего взаимодействия субъектов образовательного процесса, технологий, методов и средств педагогической деятельности, которые влекут за собой обновление содержания педагогической работы преподавателя, необходимость освоения новых моделей учебно-воспитательного процесса.

Современные условия профессионального труда преподавателя связаны с высокой неопределенностью, источниками которой являются динамические процессы во внешней по отношению к учебно-воспитательному процессу среде, нестабильность и разнонаправленные воздействия социального окружения на личность студента, особенности личностного роста и развития студентов, динамика их индивидуального опыта, особенности социализации и социально-психологической адаптации к современной жизни, расширение границ их жизненного пространства.

Формы сопровождения профессиональной деятельности преподавателей на сегодняшний день изучаются активно. М.Н. Певзнером, О.М. Зайченко, В.О. Букетовым, С.Н. Горычевой, А.В. Петровым, А.Г. Шириным и др. рассматриваются теории научно-методического сопровождения персонала образовательных учреждений [1].

Преподаватели все чаще стакиваются с появлением всех негативных симптомов перегрузки, чувством бессмысленности и безрезультативности собственного труда, апатией, как следствие, проблемами со здоровьем, психологическим благополучием. Поэтому к актуальным задачам современной высшей школы относится организация такой формы сопровождения профессиональной деятельности преподавателей, которая могла бы обеспечивать квалифицированную помощь и поддержку на разных этапах профессионального становления, непрерывное развитие профессионального мастерства.

Для решения данных вопросов необходим совершенно новый подход к организации для преподавателей сопровождающего процесса, что требует рассмотрения имеющихся в теории и практике форм сопровождения, определения их позитивных и негативных сторон, выявления формы сопровождения, наиболее адекватной современным задачам педагогической деятельности, обоснования педагогических условий реализации такого сопровождения в профессиональной деятельности преподавателей [2].

Все это обусловливает актуальность целенаправленного исследования форм сопровождения профессиональной деятельности преподавателей.

На социально-педагогическом уровне это вызвано потребностями общества, образовательной среды, субъектов образовательного процесса в преподавателях, нацеленных на собственное личностно-профессиональное развитие, готовых и способных использовать формы сопровождения в конкретных условиях образовательной среды высшей школы.

Таким образом, реализация форм сопровождения в профессиональной деятельности преподавателей будет эффективной при обеспечении следующих педагогических условий:

– когнитивной, мотивационной и практической готовности преподавателей к этому процессу на основе глубоких знаний сущности, структуры, функций, факторов, механизмов, владения методами и технологиями реализации форм сопровождения в своей педагогической работе;

– выработки и внедрения в образовательный процесс оптимальных форм и методов подготовки преподавателей к реализации форм сопровождения в профессиональной деятельности и непрерывного совершенствования опыта преподавателей;

– наличия научно обоснованного организационно-педагогического и методического обеспечения этого процесса;

– использования модели реализации форм сопровождения в профессиональной деятельности преподавателей, адаптируемой к реальному учебно-воспитательному процессу высшей школы в части сопровождения профессиональной деятельности преподавателей.

 

Список литературы: 

1. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов / В.Г. Торосян. – М.: Владос, 2016. – С. 278.

2. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения / С.В. Сильченкова // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 10 – С. 155-161.