Применение методики деловой игры в преподавании иностранных языков в медицинском ВУЗе

Дата публикации: 2019-10-27 19:35:56
Статью разместил(а):
Решедько Елена Вячеславовна

Применение методики деловой игры в преподавании иностранных языков в медицинском ВУЗе

Applying the technique of business play in the teaching of foreign languages in a medical university

 

Автор: Решедько Елена Вячеславовна

ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Смоленск, Россия.

e-mail: reshedko.lena@yandex.ru

Reshedko Elena Vacheslavovna

Medical University, Smolensk, Russia.

e-mail: reshedko.lena@yandex.ru

 

Аннотация: Тема модернизации высшего образования весьма актуальна в современных условиях стремительного развития технологий и международных связей. Традиционные методики обучения иностранным языкам в высшей школе не в полной мере отвечают задачам, поставленным перед ВУЗами в ходе реформы образования и новым образовательным стандартам.

Abstract: The topic of modernization of higher education is very relevant in the current conditions of rapid development of technologies and international relations. Traditional methods of teaching foreign languages in higher education do not fully meet the objectives set by universities during the reform of education and new educational standards.

Ключевые слова: деловая игра, медицинский ВУЗ, преподавание иностранных языков.

Keywords: business game, medical school, teaching of foreign languages.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

Автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике, доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий отмечает, что в случае овладения сложной, целостной профессиональной деятельностью приходится сталкиваться с противоречием, проявляющемся в том, что формы организации учебно-познавательной деятельности не адекватны формам профессиональной деятельности. В процессе обучения иностранным языкам специалистов-медиков в высшей школе выявляются следующие несоответствия между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной:

1. Абстрактный предмет «Английский язык для студентов медицинских ВУЗов» с текстами, заданиями для аудиторной и самостоятельной подготовки, построенный на традиционной методике преподавания не соответствует реалиями их будущей научной и медицинской деятельности, где знания не могут быть получены в чистом виде, а будут существовать в общем контексте рабочих процессов и ситуаций, таких как участие в конференциях, написание статей, общение с коллегами-медиками;

2. Профессиональные знания усваиваются студентами на теоретических кафедрах в строгой системе и последовательности, тогда как программа обучения иностранным языкам «страдает»и фрагментарностью их предъявление в разных учебных дисциплинах;

3. Несмотря на групповой характер обучения, большая часть учебной работы выполняется студентами индивидуально, тогда как будущая профессиональная деятельность характеризуется коллективной формой, требующей межличностного взаимодействия специалистов и пациентов, специалистов-медиков между собой, с определенной формой общения - обмена мнениями, принятия коллегиальных решений и т.п.;

4. Будущая профессиональная деятельность студентов-медиков предполагает не только строгое соблюдение регламентов и процедур, но и высокого уровня творческого мышления и социальной активности, а опора традиционного обучения - в первую очередь на процессы внимания, воспроизведения, памяти. Традиционная система оперирует представлением об учении как о процессе передачи информации от преподавателя к студентам и формировании посредством этого системы знаний, умений, навыков. При этом студенту отводится роль пассивного участника процесса обучения.

Перечисленные выше противоречия в большой степени порождают такие недостатки обучения иностранным языкам, как формальность полученных знаний, неспособность их применять на практике, отсутствие у многих выпускников навыка речевой готовности профессиональной направленности. Таким образом, цели современного образования не могут быть достигнуты только традиционными методами, необходимо внедрение новых технологий обучения иностранным языкам, которые позволяют активно вовлекать студента в сам процесс обучения, моделировать его будущую профессиональную деятельность и через это, повышать мотивацию студентов-медиков к изучению иностранного языка.

В концепции знаково-контекстного обучения, предложенной А.А. Вербицким, описывается методика деловых игр, которая дает возможность моделирования в учебной деятельности студентов-медиков ситуаций их будущей профессиональной деятельности. При этом акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента, что перекликается с современной образовательной парадигмой.

Необходимо в первую очередь научить студента учиться – добывать, анализировать и перерабатывать информацию, проявляя себя активно в познавательной деятельности, создать необходимую атмосферу взаимного уважения и доверия в переходе к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-ученик», «ученик-ученик». При организации занятия в форме ролевой игры следует соблюдать условия равноправного диалога, взаимопонимания, открытости  - именно тогда раскрепощается личность обучаемого, стимулируется и поддерживается его познавательную активность. Максимальная свобода в выборе учебного и фактического материала для занятия, ролей способствует наиболее полному выражению личностных качеств студентов. В обеспечении благоприятных психолого-педагогических условий, релевантных форм учебной деятельности, которые способствовали бы формированию профессиональных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных способностей, социальных качеств личности будущих специалистов, приобретению опыта в процессе творческой деятельности и состоит задача современного преподавателя высшей школы.

Применяя методику ролевых игр необходимо руководствоваться принципам знаково-контекстного обучения:

- необходимостью связи теории и практики;

- наличием проблемности в учебной ситуации;

- возможностью инициативы и активности студента;

- организацией совместной деятельности;

- моделированием в учебной деятельности студентов содержания и условий будущей профессиональной деятельности медиков;

- необходимости связи обучения и воспитания.

Ведущими формами и методами в технологии знаково-контекстного обучения являются активные формы обучения, где студенты существуют в контексте будущей профессии, они воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей деятельности.

Методика деловых игр в медицинском ВУЗе может успешно применяться при изучении разделов таких тем как «Патология» и «Осмотр пациента» для моделирования будущей профессиональной деятельности, формирования профессионального мышления, компетентных практических действий специалиста. Организованное в форме медицинского консилиума занятие по теме «Патология», где студентам предлагается решить ситуативную задачу: обсудить результаты исследований и дифференцировать диагноз; оно стимулирует взаимодействие и общение на иностранном языке, требует выражения своего мнения, согласия, возражения, аргументации, совместного принятия решений, коллективной мыслительной деятельности. При работе над темой «Осмотр пациента» в деловой игре используются реальные методы осмотра (измерение пульса, выслушивание сердца и легких), сбор анамнеза, заполняется история болезни.

Являясь воссозданием предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности, такой активный метод обучения, как деловая игра позволяет студенту осуществить речевую деятельность, несущую черты как учебной (профессиональная лексика в разрезе различных заболеваний, методов исследований, необходимые грамматические навыки, устойчивые речевые обороты), так и будущей профессиональной деятельности. Деловая игра, с точки зрения А.А. Вербицкого есть ведущая форма квазипрофессиональной деятельности в контекстном обучении. В качестве яркого представителя знаково-контекстного обучения деловая игра привносит в существующий учебно-воспитательный процесс новое, более высокое, качество знаний и обладает рядом достоинств:

- приводит в определенную систему учебный материал, представленный в имитационной модели;

- дает понимание структуры и функций будущей профессиональной деятельности в игровой учебной модели, четкое распределение ролей и следование им;

- вызывает потребность в дополнительных знаниях из-за близости обстановки учебного процесса и реальных условий, возникает необходимость в их практическом применении, что обеспечивает личностную активность студентов, переходы от познавательной мотивации к профессиональной и наоборот;

- возникает синергия обучающего и воспитательного эффекта, поскольку совместный характер игровой учебной деятельности заставляет подчиняться нормам коллективных действий и следовать правилам деловой и врачебной этики;

- делает переход от организации и регуляции деятельности студентов преподавателем к самоорганизации и саморегулированию деятельности студентами естественным и неощутимым.

В результате применения методики деловых игр при обучении иностранным языкам студентов-медиков реализовываются следующие возможности применения на практике полученных знаний:

- возможность для студентов ознакомиться с практической стороной их будущей профессии в общих чертах (например, осмотр пациента, сбор анамнеза, заполнение истории болезни, медицинский консилиум, обход палат) и быть готовым к коммуникации на эти темы;

- возможность освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных медицинских проблем (умение задавать все виды вопросов, уточнять, просить, требовать и рекомендовать);

- обучиться групповым методам работы при подготовке и принятии решений (например, в случае организации ролевой игры в форме медицинского консилиума студентам требуется совместно выработать сценарий; разыгрывая его научиться выражать свое отношение – согласие, несогласие, сомнение, предположение и т.д.);

- игровая форма занятия, соответствующая логике медицинской деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к будущему профессиональному общению;

- подготовительный процесс позволяет студентам научиться концентрировать свое внимание на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.

Недостатки:

- относительная сложность предварительной подготовки, необходимость определенных условий, «реквизита»;

- отсутствие формализованных критериев, позволяющих дать объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;

- большие временные затраты на подготовку по сравнению с традиционным обучением.

Конечно, применение методики деловых игр требует от преподавателя не формального, а творческого подхода к подготовке занятия, а от студентов – более высокого уровня речевой готовности. Деловая игра может быть рекомендована для студентов продвинутого уровня, кружка иностранного языка для освоения различных аспектов медицинской тематики. Тем не менее, в рамках стандартной программы применение методики деловых игр при обучении студентов-медиков иностранному языку по теме «Патология» и изучения темы «Осмотр пациента» абсолютно целесообразно, так как именно она позволяет студентам не только систематизировать, закрепить и продемонстрировать свои знания по теме, но и смоделировать свою будущую профессиональную деятельность, побывав в роли пациента, лечащего врача, профессора. К тому же, сама форма – ролевая игра – значительно повышает познавательную мотивацию и стимулирует самостоятельную активность студентов.

 

Литература:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: .- М.: Высшая школа, 1991

2. Вербицкий А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов. Педагогика и психология образования, 2009 г.

3. Никулина Л.П. Организация деловой игры при обучении иностранному языку.

4. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, 2009 г.