Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

О потребности в юмористической трактовке проблемной ситуации воспитательного воздействия в ВУЗе

Дата публикации: 2023-10-09 17:27:27
Статью разместил(а):
Долихин Александр Александрович

О потребности в юмористической трактовке проблемной ситуации воспитательного воздействия в высшем учебном заведении

On the need for a humorous interpretation problematic situation of educational influence in higher education 

Автор: Долихин Александр Александрович

кандидат военных наук, доцент ФГБОУ ВО СПб университет ГПС МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург, Россия 

e-mail: dolikhin@mail.ru

Dolikhin Alexander Alexandrovich 

Candidate of Military Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after. Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinicheva, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: dolikhin@mail.ru 

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые аспекты педагогического взаимодействия педагога и курсанта высшего учебного заведения. Рассмотрено значение и необходимость юмористической трактовки проблемных, психологически острых ситуаций воспитательного воздействия в высшем учебном заведении. Проведен анализ конфликтогена, приводящего педагога и курсанта к острому конфликту. Предложены виды коммуникативных воздействий в профессионально-ориентированном общении педагогов.

Abstract: The article discusses some aspects of the pedagogical interaction between a teacher and a cadet of a higher educational institution. The importance and necessity of a humorous interpretation of problematic, psychologically acute situations of educational influence in a higher educational institution is considered. An analysis of the conflictogen that leads the teacher and the cadet to an acute conflict was carried out. Types of communicative influences in professionally oriented communication between teachers are proposed. 

Ключевые слова: агрессивный юморист, педагог, педагогическое общение, ответный поступок курсанта.

Keywords: aggressive humorist, teacher, pedagogical communication, cadet's response.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

Компетентно созданное педагогическое взаимодействие должно инициировать и побуждать курсантов к независимой или общей учебно-познавательной деятельности с педагогом или к независимому или коллективному поиску решения воспитательной проблемы.

В условиях диалогического педагогического взаимодействия не курсант, а педагог обязан брать инициативу в определении и поддержании педагогического контакта на себя. Таким образом, можно говорить, что определенное педагогическое взаимодействие неизменно возникает с первичного коммуникативного поведения педагога, с его монолога, с его действия. В процессе дальнейшего общения данное первичное влияние, может быть, завершится монологом педагога, а возможно и мягко перевестись в диалог. В каких эпизодах монолог педагога не порождает ответных поступков курсанта? В эпизодах неэффективных поступков педагога, выражающихся в двух случаях. 

Обстоятельства первые – невысокая степень общего развития курсантов, недостаточно полно сформированная эмоциональная сфера мешают осмыслению того, что хочет педагог от курсанта и таким образом, мешающих вербализации или выражению в поведении ответных поступков курсанта. Слабая эффективность воздействий педагога состоит в том, что педагог не в состоянии упростить ход собственных размышлений и чётко, естественно, правильно и доступно сформулировать собственные требования курсанту.      

Обстоятельства вторые – курсант, боясь санкций со стороны педагога, хочет укрыть отрицательный ответ и удерживает в плане поведения выражение личного взгляда к действию педагога. Слабая эффективность воздействий педагога состоит в том, что педагог не может просчитывать отрицательные результаты собственного воздействия.

Под термином «педагогическое воздействие» следует понимать первичное плодотворное коммуникативное поведение педагога, которое он, исходя из проблемных условий педагогического общения, как правило, рассчитывает заблаговременно, и которое будет содействовать установлению длительного, диалогического общения с курсантами. 

Из вышеперечисленных положений не вытекает, что в вузе не может быть педагогического общения в форме монолога, принуждения и истинного межличностного действия со сдерживанием всяких ответных поступков курсанта. Предупреждение негативных проступков и правонарушений, коррекция девиантного поведения, перевоспитание нарушителей дисциплины и прочие особые задачи воспитания разрешаются комплексом методов и способов влияния, среди которых непременно наличествуют запреты, давление, наказания и т.д.     

Строение воспитательных действий педагога ни теоретически, ни опытным путем не обнаружено. Ее элементы прописаны в проведенных педагогических исследованиях фрагментарно и хаотично, программы, алгоритмы и технологии всевозможных видов воспитательных действий не установлены. То есть, практическая сторона действия предается на откуп руководителям, наставникам и педагогам. Постигнув психолого-педагогическую теорию, они сами обязаны сконструировать технологии (методики) воспитательного действия и обучаться использовать разнообразные способы и приемы воздействия в определенных обстоятельствах педагогического общения

Необходимость в смехе – одна из основных эмоциональных потребностей человека. Во время смеха совершается как физиологическая, так и психологическая разрядка. В проблемных, психологически острых обстоятельствах воспитательного действия подобная психологическая разрядка нередко необходима как воздух. Осознавая ее необходимость, люди организовали колоссальную смеховую культуру. Позитивные эмоции, появляющиеся со смехом, оздоравливающе влияют на психику обоих собеседников. Смех заразителен, радостное общение роднит людей. Благодаря этому тот, на кого сосредоточено психологическое давление, жизненно нуждается в психологической разрядке. 

В любом человеке, возможно, найти черты, достойные смеха. Есть над чем посмеяться в самом себе. Однако часто ли мы смеемся над самим собой? Конечно, нет, как-то все преимущественно друг над другом или над отсутствующими.

Если самому пришла в голову острота, то здесь уж «для красного словца не пожалеешь и отца». Тут уж хочется немедленно высказаться, невозможно же пропустить данный шанс, нельзя не остановить этот отличный момент. И не думаем мы, что это – наша нравственная смерть, будто это не мы подшучиваем, а Мефистофель с нами ужасно шутит. Поскольку большего огорчения ближнему, чем высмеивание, ничто принести не может. Однако при этом любой опасается, как бы не заподозрили, будто он без чувства юмора. Случается делать вид, что ему хорошо, когда над ним потешаются и потешаться вместе со всеми.

Отчего же шутки в наш адрес нам обидны?

Зигмунд Фрейд, глубоко изучавший человеческие неосознанные мотивации, расценивал юмор, словно символическое изведение противника. Вообще, изведение – это мишень явной неистовой агрессии. А здесь хотя и символическое, прикрытое, замаскированное, но  все же изведение. Остальные враждебные проявления – решительность, обвинительность, авторитарность – тоже досадны, но это еще не изведение. А вот юмор – уничтожение. Фрейд прав: поскольку лучше сквозь землю провалиться, чем подвергаться высмеиванию. 

Чрезвычайно плохо человеку, над которым насмехаются. Длительная обида, ненависть, желание мщения, понижение самооценки. Однако можно сделать так, чтобы ему было еще хуже. Призвать, чтобы он потешался совместно с вами над самим собой. А если не засмеется, то произнести ему, что у него отсутствует чувство юмора. А если не засмеется и после этого, а будет обижаться, то можно добавить, что, мол, «если чувство юмора отсутствует, то это на долгое время (или навсегда)». Вот, к примеру, садисту ведь недостаточно вонзить нож – нужно его еще и повернуть, для того чтобы было больнее, а то еще и взглянуть жертве в глаза, затем чтобы получить наслаждение ее страданиями. 

Юмор – это не только лишь символическое изведение неприятеля, это еще и возвышение себя. Поскольку это он забавный, я – остроумный. То есть, как и во всех остальных эпизодах конфликтогенного поведения, внутренние аргументы направленности юмора на партнера – это само возвышение за счет унижения партнера. 

Кто-либо, возможно, может оспорить, что мы спутываем юмор и сатиру. Это сатира – разрушительное высмеивание с точки зрения превосходства. А юмор – это смех с переживанием и состраданием. Так, например, по крайней мере, написано в энциклопедическом словаре. Правильно написано, однако тот, кто насмехается над человеком сатирически, а не юмористически, сам в равной мере называет это юмором. А тот, на кого обращён даже самый беззлобный юмор, лучше сказать чувствует дискомфорт. Скажем так, что академические определения юмора и сатиры не очень-то разделяют сами люди. Лучше определить так: сатира – это ужесточенный юмор, а юмор – это умеренная сатира.

Следовательно, если юмор обращен на кого-то, на лицо, то все вероятные версии конфликтогенны: агрессивный юморист на беззащитную жертву – обида, агрессивный юморист на агрессивного юмориста – острый конфликт, агрессивный юморист на агрессивного, но не юмориста – последующая месть. Следовательно, юмор на партнера – это конфликтоген. 

Однако мы начали с того, что смех, юмор, шутка и радость – просто-напросто нужны. Каким же образом выглядит хотя бы нейтральный юмор? Это – юмор на условия, как на каких-нибудь отвлеченных третьих личностей, на «нас». То есть и на себя, и на партнера – совместно. Это юмор безотносительный, ненаправленный ни на кого-либо из присутствующих, шутка как бы подброшенная вверх. Тогда будет довольно радостно всем и не будет печально никому. Смеяться необходимо вместе с человеком, а не над человеком.

Ну, и как во всех прочих эпизодах, синтонным будет направление юмора на себя, т.е. разрядка напряженной атмосферы общения шуткой над самим собой. Конфликтогенно – шуткой над другим человеком – это не приведет к разрядке. Самое лёгкое это – нейтральной шуткой. 

К примеру, курсант во время общения поступил неловко и вот-вот ожидает, что на него свалится град колкостей. А педагог «не заметил» неловкости. Или в это время педагог рассказывает похожий эпизод о себе самом и оба смеются над этим! Какая помощь и облегчение для партнера по общению! Как курсант признателен педагогу!

Если педагог пошутил над собой открыто, то окружающие воспримут данное как подтверждение внутренней силы педагога – только лишь человек, твердый и уверенный в себе может позволить себе самому пошутить над собой.

Юмор «на себя» существенно разнится от шутовства и ерничества. Шутовство и ерничество – это проявление слабости как ответная реакция на колкость. Юмор «на себя» - это проявление силы не в ответ ни на что, а самому себе. 

Таким образом, юмористичность нужна, однако необходимо помнить, что направление юмора на партнера – конфликтогенно, нейтрален – юмор на условия, синтонно – обращать юмор на самого себя. 

Все наши коммуникативные воздействия можно разбить на конфликтогены, нейтралы и позитивы. В профессионально-ориентированном общении педагогов надлежит в зависимости от предпочтенной технологии воздействия на курсанта использовать тот или прочий вид коммуникативных воздействий. А для того, чтобы их компетентно использовать, необходимо их изучить и сделать собственным убеждением.     

Список литературы:

1. Калюжный А.С. Краткий курс психологии и педагогики: учебное пособие/ Калюжный А.С. - Электрон. текстовые данные. - Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2023. - 292 c.

2. Калюжный А.С. Психология и педагогика: учебное пособие/ Калюжный А.С. - Электрон. текстовые данные. - М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023. - 320 c.

3. Филатов Ф.Р. Общая психология: эмоции, чувства, воля: учебник / Филатов Ф.Р. - Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2022. - 236 c. - ISBN 978-5-7890-1981-8.

4. Долихин А.А., Абрамов А.К. О технологии убеждающего воздействия на курсанта высшей военной школы. Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. 2022. № 3 (31). С. 118-122.

5. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Г.В. Бороздина. - 3-е изд. - Минск: Вышэйшая школа, 2022. - 416 c. - ISBN 978-985-06-3481-8.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN