Дидактическая культура педагога - условие личностной реализации обучающихся

Дата публикации: 2022-08-29 17:52:49
Статью разместил(а):
Шабанова Наталья Николаевна

Дидактическая культура педагога - условие личностной реализации обучающихся

Didactic culture of the teacher is a condition for the personal realization of students

 

Автор: Шабанова Наталья Николаевна

МБОУ "СОШ №13 с УИОП", г. Губкин Белгородская область, Россия

e-mail: cat145dior@mail.ru 

Shabanova Natalya Nikolaevna

Secondary school №13, Gubkin, Belgorod Region, Russia

e-mail: cat145dior@mail.ru

 

Аннотация: Профессионально учить и воспитывать современное подрастающее поколение может педагог, имеющий высокий уровень общекультурного развития, глубоко владеющий преподаваемым предметом и смежными дисциплинами, имеющий хорошую общепедагогическую, психологическую, дидактическую, частнометодическую подготовку, отличающийся способностью к творческому мышлению, знающий и умеющий использовать новейшие формы, методы, технологии обучения.

Abstract: Professionally teach and educate the modern younger generation can be a teacher who has a high level of general cultural development, who is deeply versed in the subject taught and related disciplines, who has good general pedagogical, psychological, didactic, private methodological training, who is distinguished by the ability to think creatively, who knows and knows how to use the latest forms, methods, teaching technologies.

Ключевые слова: дидактическая культура педагога, личностная реализация обучающихся.

Keywords: Didactic culture of the teacher, personal realization of students.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

На пороге XXI века  все чаще приходится думать о проблемах, возникающих в окружающей нас действительности, овладевать социокультурными ценностями человечества, уметь мыслить ее интересами. Инновационные процессы, происходящие в учебных заведениях в последние годы, свидетельствуют о повышении степени развития профессиональной свободы, творческой самореализации личности педагога, появлении тенденции открытости, обращения к педагогическому наследию, создании  саморазвивающихся систем профессиональной подготовки. В создавшихся условиях важно не только сохранить имеющийся опыт дидактической деятельности учителя, но и создать условия для повышения уровня его дидактической культуры, выступающей  мерой и способом творческой самореализации личности в разнообразных формах его обучающей, научно-методической деятельности, средством успешного обучения детей.

Для осуществления  вариативного, удовлетворяющего полностью социальным потребностям обучения необходим новый учитель, обладающий современными дидактическими ценностными ориентациями, владеющий технологиями обучения, воспитания и исчерпывающего развития, использования новых методов взаимодействия в учебном процессе, представляющих широкое поле интеллектуальных, творческих возможностей для личностной самореализации детей.

В последние годы произошли значительные изменения в формах, методах, уровнях обучения, создаются разноуровневые программы, учебники, новые методики и технологии, развиваются альтернативные образовательные учреждения. Тип преподавателя-информатора, транслятора знаний, уходит в прошлое. Такой подход требует пристального внимания к разработке проблемы формирования дидактической культуры учителя современной школы. Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания, обуславливающего самореализацию  обучающихся, одной из приоритетных ценностей образования в XXI веке. Разрыв между уровнем подготовки учителей и требованиями времени побуждает к поиску возможностей профессионального роста педагогов.    

Равенство возможностей получения образования не означает выравнивания школьников в достижениях и результатах учения. Установка на равенство означает не только наличие одинаковых стартовых возможностей, но и предоставление фактической дифференцированной педагогической поддержки, которая позволяет ребенку максимально раскрыть свой сущностный потенциал. Именно поэтому равенство возможностей неминуемо сопровождается неравенством в результатах.

Переход от единообразной модели обучения к вариативной обострил противоречие между самооценкой и самореализацией учителя. Самореализация взаимосвязана с ситуацией успеха, что порождает самоуважение личности. В современной педагогике учителю приходится во многих ситуациях проявить инициативу и свои творческие способности не только для того, чтобы вызвать интерес к изучаемому предмету, но и для развития способностей каждого ребенка. Так как цель обучения заключается как в приобретении знаний, так и в общем развитии школьников, формировании их интеллектуальных, трудовых навыков и умений. Процесс обучения - двухсторонний процесс, которым управляет сам учитель, сочетая его с активностью, инициативой и самостоятельностью учеников. Часто  перед учителем стоят очень сложные задачи. Он должен решить на уроке три основные дидактические задачи:

1) помочь вспомнить те знания, умения и навыки, которые связаны с данной темой урока;

2) дать учащимся новые понятия и научить их новым способам действия;

3) позволить учащимся самостоятельно применить знания и опыт деятельности с целью формирования у них нового познавательного опыта, новых знаний, умений и навыков.

Работая в школе, постоянно использую последние достижения педагогической науки, применяю современные средства обучения, передовые образовательные технологии дифференцированного и личностно-ориентированного подхода обучения; здоровьесберегающие технологии, элементы систем обучения Н.Ф. Шаталова, Н.Н. Палтышева. При этом важно еще и организовать активную познавательную деятельность учеников, используя современные дидактические и деловые игры, уроки - конференции, семинары, исследовательские проекты,  мультимедийные презентации к урокам. Как дидактические задачи, так и конкретные цели каждого урока реализую в  педагогической действительности через решение учебных задач: решение арифметических действий, физических задач разных видов, составления плана пересказа, лабораторные и контрольные  работы.

Используя рейтинговый контроль, и доводя его регуляно до сведения учащегося, тем самым подталкиваю  их к тому, чтобы они лучше учились и стремились повышать свои знания, так как учет рейтинга проводится по прошествии определенного количества времени: например,  подсчитывая рейтинг каждую неделю, вношу  в специальный лист, который вывешивается для всеобщего обозрения. Так и ученики, и родители  получают точную информацию об успеваемости по предмету.

Регулярное определение рейтинга и доведение его до сведения учащихся подталкивает их к тому, чтобы они лучше учились и стремились повышать свои знания. Этот вид контроля вносит и элемент соревновательности, что способствует стремлению учащегося зарабатывать большее колличество баллов, чем одноклассники. Слабоуспевающие ученики, заработав баллы, получают стимул для дальнейшей работы над собой.

Основными учебными знаниями и при этом виде контроля считаются письменный или устный опрос, контрольные, самостоятельные, лабораторные работы, тесты, зачеты и экзамены. Дополнительные учебные задания позволяют получить поощрительные баллы, которые также учитываются при подсчете рейтинга. Это и вопросы, которые задают ученики учителю, ответы на вопросы учителя, аккуратность ведения тетради, учебные  проекты, презентации к уроку и т.д., что побуждает учащихся к творческой активности и желанию проявить себя. Для ориентирования в рейтинговых баллах перевожу их в пятибаллую систему:

- если ученик получил от 70% максимального балла и выше, то заработал «3»;

- если у него от 80% максимального балла, то «4»;

- если же учащийся получил от 90% максимального балла, то это «5».

Рейтинговая система оценивания, по моему мнению, позволяет ученику сравнивать свои достижения с теми, что были у него некоторое время назад. Ученик сравнивает себя не столько с остальными учениками, сколько с самим собой, узнавая,  насколько он продвинулся в учебе, поэтому многим ученикам легче в психологическом плане продвинуться в рейтинговой системе. Этот метод контроля стимулирует равномерную учебную работу школьников. При рейтинговом контроле ученик более ответственно подходит к своему обучению, так как  осуществляется личностно-ориентированный подход к знаниям. Умелый подбор методов обучения в сочетании с рейтинговым контролем дает стабильные результаты  в обучении учащихся, так как применяется принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, реализующийся с помощью следующих дидактических правил:

1) Главное не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

2) Не предмет формирует личность, а учитель своей личностью и деятельностью.

3) Чаще задавайте вопрос «почему», чтобы научить мыслить причинно,-это важное требование развивающего обучения.

 

Список литературы:

1. Волохова Е.А., Юкина, И.В. Дидактика.  - Ростов —на — Дону: Феникс, 2004.

2. Князев М.Н., Криницкая Г. М. Формирование психолого- дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации.