Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Работа с историческими документами как научная составляющая урока истории

Дата публикации: 2018-10-01 18:28:38
Статью разместил(а):
Антипова Марина Дмитриевна

Работа с историческими документами как научная составляющая урока истории со старшеклассниками

The work with historical documents as a scientific component of history lesson in high school

 

Автор:

Антипова Марина Дмитриевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Е.А. Поромонова»

г. Череповец, Вологодская область, Россия

E-mail: lavi1901@rambler.ru

Marina Antipova

Municipal Budget Educational Institution “Secondary School № 5 named after E.A. Poromonov”

Cherepovets, Vologoda Region, Russia

E-mail: lavi1901@rambler.ru

 

Аннотация: Работа с историческими документами является одним  из основных видов деятельности старшеклассников на уроке истории. Большое внимание этой работе уделено в программных документах ФГОС и ИКС. Так почему  же ей уделяется сейчас такое большое внимание?

Abstract: The work with historical documents is one of the main activities on history lessons in high school. Great attention is paid to this work in Federal State Educational Standard and Historical and Cultural Standard. Why is it so nowadays?

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, работа с текстом, анализ текста, научная информация.

Keywords: individual scientific activity, work with the text, analysis of the text, scientific information.

Тематическая рубрика: свободные педагогические темы.

 

Изучение различных исторических источников – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической  работы с источниками. Сегодня проблема методики включения исторических текстов в процесс изучения истории  является очень актуальной. Требования  развития у обучающихся умений работы с историческими источниками нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего общего образования, в Историко-культурном стандарте, заданиях ЕГЭ. В настоящее время одним из существенных инновационных решений в рамках модернизации российской общеобразовательной школы является введение профильного обучения на её старшей ступени. Одной из отличительных целей профильного обучения истории является развитие умений выпускников анализировать события прошлого и настоящего с  привлечением источниковедческих знаний. Так что  все учителя истории в один голос признают важность и необходимость такой работы.

Организуя самостоятельную работу учащихся с документом, следует представлять уровень их подготовленности. Тексты документов, органически связанные с содержанием соответствующих разделов учебника, доступны учащимся и могут быть даны для самостоятельного изучения с предварительной постановкой задания. Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В  9-11 классах  рекомендуется всё шире привлекать  политические, программные документы. Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции.

Задания для старшеклассников могут включать в себя поначалу рассказ ученика по документу сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.

При освоении и усложнении дальнейшей работы  с документами старшеклассникам даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала его анализу и систематизации по определённой темы, написание рецензии, эссе и прочее.

Использование текстовых источников в процессе изучения истории позволяет решить несколько задач. Во-первых,  исторические источники, прежде всего, подтверждают, иллюстрируют, конкретизируют учебный текст.

Во-вторых, использование дополнительных источников информации позволяет изучить различные аспекты региональной истории. Анализируя исторические источники, учащиеся осваивают познавательные учебные действия, которые могут стать основой для научного исторического исследования, развивают умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Например, на уроке истории в 10 классе по теме «Формирование древнерусского государства. Первые русские князья» учащимся предлагаются два текста из разных исторических источников, раскрывающих проблему призвания варяжских князей и генезиса  древнерусской государственности.

 

Документ 1:

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро …»

«Повесть временных лет». Начало XII в.

 

Документ 2:

«…Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и X вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов от Киева. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся на севере, тянуло к Киеву. Из-за него они соперничали друг с другом и истребляли один другого. Так новгородский князь Олег за Киев погубил земляков своих Аскольда и Дира; так и другой новгородский князь, Владимир, за тот же Киев погубил своего родного брата Ярополка.

С другой стороны, все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния; он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская торговых лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам. Поэтому общим интересом этих городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги …»

В.О. Ключевский «Курс русской истории».

 

После того, как старшеклассники ответят на вопросы об авторе и содержании этих документов, перед ними ставится более сложная задача: подтвердить или опровергнуть норманнскую теорию происхождения древнерусского государства, созданную в XVIIIв. немецкими ученными, работавшими в Петербуржской АН по приглашению Анны Иоанновны Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлецером, используя факты исторических источников.

Например, с помощью текста учащиеся должны представить доказательства того, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь, а также определить их роль в процессе создания Древнерусского государства. В ходе дискуссии, опираясь на текст, ученики доказывают то, что славяне сами были способны создать государство.

Учащиеся также высказывают свое мнение о том, что в тексте может считаться недостоверным и почему на эти факты не стоит опираться, давая оценку историческим событиям. Завершая работу с историческими источниками, учащиеся смогут сделать вывод о необходимости учитывать точку зрения, как норманнистов, так и антинорманнистов в вопросе формирования древнерусского государства, но относиться к данной неоднозначной информации нужно критически. Также, чтобы проверить достоверность информации можно обратиться и к другим историческим источникам.

Таким образом, система представленных заданий по работе с историческими источниками развивает интерес учащихся не только к предмету история, но и к чтению в целом. Такая работа способствует развитию познавательных УУД у учащихся, а также развивает способность критически оценивать огромное количество информации, которое находится в сети Интернет [1,стр. 326].

Применение исторических текстов позволяет достигать предметные и метапредметные результаты обучения. Работа с историческими источниками развивает познавательный интерес к истории, побуждает школьников к диалогу поколений и культур, позволяет развивать эмоциональную сферу личности учащихся.

Например, создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может предложить старшеклассникам  два документа-обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры, скорое возвращение в Отечество». И обращение М.И. Кутузова: «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». В объяснении, предшествующем изложению документа, учащиеся должны  указать на то, что  источник  подчёркивает  героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова [2, стр. 56].

Любой текст — это, в первую очередь, продукт культуры. Исторический текст документа  несет отражение культуры определенного исторического периода и региона. Учащиеся при работе с документами вступают в диалог культур и поколений, что позволяет ориентировать процесс обучения истории на достижение личностных результатов образования. Кроме того, использование дополнительных источников исторических знаний дает возможность реализовать индивидуальный подход к учащимся с разными познавательными возможностями [3, стр. 19].  

Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим  источником,  становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи.  У старшеклассников  значительно расширяется круг социальной информации и, что не менее важно, служит основой для развития познавательной активности, что для них очень важно в плане подготовки к будущей студенческой учебной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Филёва Н. Н. Развитие у учащихся критического отношения к информации при работе с историческими документами в аспекте формирования познавательных УУД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 325–327.
  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства Практическое пособие. — М.: Владос, 2000. — 160 с.
  1. Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Современная технология гражданского образования. - Самара, 2000 - 49 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN