Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе пенитенциарной системы

Дата публикации: 2020-11-22 18:39:41
Статью разместил(а):
Милов Игорь Александрович

Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе пенитенциарной системы

Organization of the educational process in the General school of the penitentiary system

 

Автор: Милов Игорь Александрович

МБОУ "Школа №18", г. Елец, Россия.

 e-mail: Milov7@mail.ru

Milov Igor Aleksandrovich

School No. 18, Yelets, Russia.

e-mail: Milov7@mail.ru

 

Аннотация: В статье описываются и поднимаются проблемы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе пенитенциарной системы.

Abstract: the article describes and raises the problems of organizing the educational process in a comprehensive school of the penitentiary system.

Ключевые слова: пенитенциарная система, ресоциализация, адаптация, индивидуальная форма обучения, исправительная колония.

Keywords: penitentiary system, resocialization, adaptation, individual form of education, correctional colony.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

 «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда». Эзоп

 

Учебно-воспитательный процесс в исправительных учреждениях необходим,  прежде всего, для возможности гармоничного развития личности гражданина в пенитенциарной системе, ориентированного на традиции отечественной и мировой культуры, систему ценностей и потребностей современной жизни, способного к активной социальной адаптации в обществе, последующему продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию.

Учителя общеобразовательных школ при исправительных учреждениях в своей учебной и воспитательной работе способствуют скорейшей ресоциализации и адаптации к новой жизни в не колонии. Но, к большому сожалению, в настоящее время очень мало современной специальной педагогической литературы, которую могли бы использовать педагоги  для работы в общеобразовательной школе пенитенциарной системы.  

Существующие примерные учебные программы по учебным предметам не предназначены для общеобразовательных школ исправительных учреждений, поэтому учителям приходится перерабатывать и адаптировать их под специфические условия педагогического процесса исправительной системы.

Так, особенностью организации учебного процесса нашей школы (МБОУ "Школа №18 г. Ельца при ФКУ ИК-4") является заочная и индивидуальная форма обучения. Заочная форма преобладает в старших классах с 10 по 12, индивидуальная – с 5-го по 9 класс включительно. Расписание занятий составляется так, чтобы учащийся, не имеющий возможности присутствовать на занятиях в 1-ю смену (днем), мог  посетить те же уроки с параллельным классом во 2-ю смену (вечером).

Основой организации учебной работы при индивидуальной форме обучения, являются самостоятельная работа учащихся, индивидуальные консультации и зачёты.

Сложность заключается в том, что в классах с индивидуальной формой обучения количество часов отводимых на консультации с осуждёнными по предмету, зависит от количества учащихся в этом классе, то есть, если в классе обучается два человека, а такое часто бывает с 5 по 9 классы, то на консультации с этим учеником по учебному плану будет отведено всего 2 часа в полугодие. Поэтому учителя нашей школы компонуют, группируют и разделяют материал предмета так, чтобы одну его часть изучить на консультации с осуждёнными, а оставшуюся часть предоставить ученикам для самостоятельного изучения.

Существенной проблемой, влияющей на эффективность учебно-воспитательного процесса в школах исправительных колоний, является частая сменяемость контингента учащихся в течение учебного года, слабые стартовые знания по учебным предметам, а также большие перерывы в обучении, совмещение процесса получения образования с работой на производстве с выполнением требований режима отбывания наказания. Ежегодно вновь прибывшие учащиеся составляют в среднем 26% от общего числа учеников. Примерно 70% учащихся ежегодно обучается в старших классах (10-12), 30% - в 5-9 классах.

У поступающих в колонию осуждённых отсутствует психологическая готовность к учению. Низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста воспитанника классу обучения становятся серьезными препятствиями на пути его эффективного обучения и воспитания. Школа и происходящие в ней процессы вызывают у осуждённых часто отрицательные эмоции, что является прямым следствием их глубокой десоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу в школе – характерное явление среди подавляющего большинства осуждённых в адаптационный период, особенно среди лиц, находящихся в карантинном отделении.

До настоящего времени не разработаны теоретически обоснованные учебные программы по основным учебным дисциплинам, способствующие ускоренному обучению осужденных, биологический возраст которых не соответствует уровню их образования. Эта проблема, хотя и обозначена в ведомственных изданиях, тем не менее, до настоящего времени никем не исследовалась, а, значит, и не решалась. Как не исследовалась и проблема создания теоретически обоснованных образовательных стандартов по всем учебным дисциплинам для школ при колониях с учетом особенностей контингента и особых условий обучения. Педагоги пенитенциарной системы надеются, что эта проблема в скором будущем будет решена.

Перегруженность объема государственных образовательных программ для учащихся школ при колониях ведет к снижению эффективности учебного процесса и его влиянию на формирование целостной индивидуальности ученика. Но даже в таких условиях учителя стараются наладить и организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития сфер индивидуальности и личности осуждённых.

Кроме учебных консультаций в нашей школе ведётся активная воспитательная работа, проводятся общешкольные и классные мероприятия в виде литературных вечеров, викторин, лекций, бесед. Приглашаются специалисты из других учреждений. Так, например, на мероприятие по профилактике борьбы с наркоманией и алкоголизмом был приглашён главный врач наркологического диспансера города Ельца. Его лекция и истории из личной практики произвели неизгладимое впечатление на наших учащихся.

В настоящее время значительная часть сотрудников различных служб колонии включена в общий педагогический процесс: начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, оперативные работники, педагогические работники школы, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Это взаимодействие имеет большое значение в организации эффективного учебно-воспитательного процесса между школой и другими подразделениями исправительной колонии. Особенную роль играет взаимодействие между воспитательным отделом учреждения и общеобразовательной школой. В нашей колонии регулярно проводятся совместные воспитательные мероприятия с данным отделом и школой, посвящённые Дню Победы, Дню учителя, Дню матери … .

При формировании учебных групп и решении различных вопросов взаимодействия с учащимися  незаменимую помощь оказывают сотрудники социальной защиты колонии и психологической службы. Очень часто сотрудники данных отделов и педагоги нашей школы обмениваются информацией по учащимся, что необходимо для эффективной организации учебно-воспитательного процесса и дальнейшей адаптации и ресоциализации осужденных. Совместно с различными отделами исправительной колонии, педагоги проводят работу по подготовке осуждённых-учащихся к освобождению по следующим направлениям: «Работа с электронно-информационным аппаратом, размещённым ЦЗН г. Ельца, используя ресурсы интернета». «Методика подготовки и сбора документов о предполагаемом трудоустройстве и о месте проживания в случае УДО и изменения вида наказания.

Виртуальная экскурсия по предприятиям Липецкой области посредством глобальной сети Интернет. Подготовка к профессиональным пробам на производстве исправительной колонии (швейное производство, деревообрабатывающее производство, металлообработка, мукомольное производство и др.). Техника безопасности на производстве». «Знакомство и приобретение первичных знаний при работе с сайтом «Госуслуги» (замена/получение паспорта, регистрация брака, социальных выплат)». «Основы финансовой грамотности (банковские карты, налоги, защита прав потребителей, семейный бюджет, «серая» и «белая» заработная плата, ПФР). Основы предпринимательской деятельности (знакомство с бизнес-планом, формами организации бизнеса)». «Здоровый образ жизни – залог успешной социализации. Основы личной гигиены. Профилактика заболеваний (туберкулёз, СПИД, гепатит, ВИЧ, грипп и т.д.). Процедура получения полиса обязательного медицинского страхования. Влияние вредных привычек на социализацию в обществе». «Конфликтные ситуации и способы их решения. Формирование мотивов и ценностей в сфере отношений обучающихся к семье и родителям. Психологические аспекты семейной жизни».                       

Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалам. Именно учителя, как никто другой, в исправительных учреждениях профессионально владеют средствами, методами и приемами воспитательного воздействия. Педагоги школ при исправительных колониях на сегодняшний день являются наиболее подготовленными для решения стоящих перед пенитенциарными учреждением задач по обучению и воспитанию. В большинстве колоний педагогические коллективы составляют педагоги с высшим образованием.

Влияние школы на осужденных сказывается непосредственно в процессе обучения. Каждый школьный урок представляет учителю возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу учащихся, учить их диалектическому мышлению, разъяснять нормы этики и морали. Вопросы трудового и нравственного воспитания учащихся являются ведущими в процессе обучения.

В связи с повышением общеобразовательного уровня населения нашей страны заметен рост этого уровня среди осужденных. Значительно уменьшилось количество лиц, имеющих начальное, неполное среднее образование, и возросло количество осужденных со средним общим, средним специальным, незаконченным высшим образованием. Но означает ли этот факт, что общеобразовательное обучение следует исключить из средств исправления и перевоспитания осужденных? Конечно, нет.

Во-первых, это противоречило бы Закону об образовании в Российской Федерации, который распространяется и на осужденных. Существует перечень специальностей, получение которых возможно только на базе среднего общего образования.

Во-вторых, общеобразовательное обучение не только дает осужденным сумму определенных знаний, но и развивает интеллект, нравственность.

В-третьих, благодаря наличию в исправительных учреждениях школы в коллектив сотрудников вливается значительный отряд педагогов-специалистов, использование которых в воспитательной работе способно намного повысить эффективность процесса перевоспитания, облегчить труд начальников отрядов. Педагоги школы принимают участие: в составлении комплексных планов воспитательной работы с осужденными, оформлении наглядной агитации; организации и проведении индивидуальной работы с трудновоспитуемыми; работе советов воспитателей и методических советов.

На сегодня педагогический коллектив школы является самой квалифицированной в педагогическом плане силой в исправительных учреждениях.

Таким образом, общеобразовательная школа в пенитенциарной системе  является своеобразным учебным комплексом, центром образовательной и воспитательной работы. Задачи такого комплекса наряду с общеобразовательным обучением лиц, не имеющих общего среднего образования, предусматривают: общекультурную подготовку осужденных, имеющих среднее образование, по различным программам; подготовку осужденных к освобождению; проведение подготовительных занятий с желающими в дальнейшем поступить в средние специальные и высшие учебные заведения; изучение личности осужденного; разработка индивидуальных программ исправления и перевоспитания.

 

Литература:

  1. Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е.Т. Голикова // Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / отв. ред. Г. И. Данилкина. – Л., 1971. – С. 16-23.
  2. Денисова О.П. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / О.П. Денисова. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 240 с.
  3. Димитров А.В. Основы пенитенциарной психологии [Текст]: учеб. пособие. – М.: Изд-во Московский психолого-социальный институт, 2003. – 176 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN