Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Игра как средство развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся

Дата публикации: 2020-09-06 07:24:19
Статью разместил(а):
Фирсова Валентина Григорьевна

Игра как средство развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся

Game as a means of developing students' intellectual and creative potential 

 

Автор: Фирсова Валентина Григорьевна

МБОУ "Лицей имени А.Г. Баженова", г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия.

e-mail: waleks08@mail.ru

Firsova Valentina Grigorevna

A. G. Bazhenov Lyceum, Chernogorsk, Republic of Khakassia, Russia.

e-mail: waleks08@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема развития интеллектуально-творческого потенциала через игровую технологию. Творческая  деятельность учащихся организуется как процесс познания, она формирует ключевые компетенции, познавательный интерес, способствует личностному росту, развивает интеллектуальные способности учащихся.

Abstract: the article deals with the actual problem of developing intellectual and creative potential through game technology. Students 'creative activity is organized as a process of learning, it forms key competencies, cognitive interest, promotes personal growth, and develops students' intellectual abilities.

Ключевые слова: развитие, игра, интеллект, творчество.

Keywords: development, game, intelligence, creativity. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Познание + увлечение + самовыражение + общение + развлечение = интеллект - это  формула, выведенная Хейфец Б.Л., не теряет актуальности и  сегодня. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, менее подвержена различным стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления, что необходимо в условиях современности. Творческая  деятельность учащихся организуется как процесс познания, она формирует ключевые компетенции, познавательный интерес, способствует личностному росту, развивает интеллектуальные способности учащихся. В.Ф. Шаталов говорил о том, что игра раскрывает творческие задатки учеников, их находчивость, изобретательность, инициативность.

Используя на уроках современные технологии, я убедилась, что  наряду с серьезными языковыми заданиями необходимо предлагать  учащимся  шуточные вопросы, загадки, каламбуры. Они вводятся не только для разрядки, главное их назначение – развитие языкового чутья, развитие всех УУД.

Таким образом,  игра - это элемент, способствующий на уроках русского языка развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся, а именно приобретению знаний и развитию многих качеств человека, а именно тех, которые востребованы обществом - 4К (• Коммуникация • Кооперация • Критическое мышление • Креативность).

Отличительной чертой игр является сочетание повторения и неожиданности. Игры не ведут автоматически к обучению. Если мы хотим обеспечить постоянную связь между игрой и обучением в школе, то добиться этого можно лишь путем внесения духа игры в многообразную школьную жизнь, а не просто использованием каких-то дидактических игр. Учитель, как организатор игры, должен открыть в себе источники собственного игрового начала и должен учить, внося в процесс обучения элементы игры.

Еще классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, в чем мы и убеждаемся.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность: она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализует чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчает межличностное общение.

У игры есть прекрасное свойство, она сама организует обучение, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: "Я и не знал, что я это знаю".

Несомненно, огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно не доступен в обычной учебной ситуации. Необходимо учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

Психолог В.В. Давыдов отмечает: "Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка". Значение развития творческой активности и самостоятельности отмечал Л.Н. Толстой: " Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели бы самостоятельное приложение этих сведений".

Обратимся к классификации Л. Петрановской.

Учебные игры помогают закрепить и активизировать полученные знания, а также приобрести устойчивый навык применения знаний. Все это развивает быстроту мышления, критичность оценки сделанного, сосредоточенность, например, "Пословицы по схеме".

Комбинаторные игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, существенно активизировать словарный запас ребенка, учат просчитывать комбинации на несколько ходов вперед. Процесс игры напоминает игру в конструктор: из одних и тех же деталей в разных сочетаниях можно собрать разнообразные модели. Часто такие игры требуют огромного словарного запаса и невероятной речевой изобретательности. Это и кроссворды, и чайнворды, и ребусы.

Аналитические игры развивают способность самостоятельно анализировать факты и закономерности, подмечать общее и различное, учат рассуждать логически.

Использование аналитического подхода в этих играх отличается от механического "раскладывания по полочкам", она не требуют от ребенка действовать по образцу, а предлагают ему самостоятельно найти метод анализа и проверить его эффективность. Например, "Пропорции", "Четвертый лишний", " Что общего?".

Ассоциативные игры активизируют способности ребенка: интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без алгоритма. Играя в них, ребята вступают в мир намеков, сравнений, ассоциаций. "Если бы это был…, каким бы он был", "Сравнения". Ассоциативные игры, с одной стороны, противоположны аналитическим, с другой – дополняют их. Можно сказать, что аналитические игры развивают, прежде всего, свойства мышления, систематичность, последовательность, точность, а ассоциативные -  медитативность, созерцательность. Две стороны  интеллекта, которые развивают эти игры,  - интуиция, логика, как раз и образуют вместе свободное, точное, творческое мышление.

Контекстные игры развивают способность к глубокой и разносторонней интерпретации текстов и высказываний. Задача может быть сформулирована прямо: понять текст, восстановить недостающие звенья или наоборот. Например, "Дополнить текст", "Вопросы к тексту", "Бином", "Автопортрет".

Творческие задания способствуют развитию фантазии, изобретательности в использовании языковых средств, а также критически оценивать свою творческую работу. Это сочинительство, обычно с соблюдением каких-либо условий "Рассказ на одну букву", "Рассказ по алфавиту". Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой – совершенно понятными. Их можно анализировать: вы написали сочинение без единого прилагательного, что можете сказать о своем тексте? Эти игры развивают память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

Игры занимают на уроке минимальное время, но способствуют развитию интеллектуально – творческих способностей учащихся. Игра раскрепощает, учит, заставляет извлекать из памяти то, что казалось забытым, тем самым рождает живую реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. Даже, казалось бы, самое простое – словарная работа, как игровой элемент, но и она дает мощный толчок для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия.

 

Литература:

1. Айзенк Г.Д. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Н. Новгород: АЙКЬЮ, 1994 г.

2. Петррановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК Наука, 2000 г.

3. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка // "Первое сентября" Русский язык, 2005 г. – №17.

4. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. Сборник интеллектуальных игр. – М.: Интеллект – Центр, 2002 г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN