Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Технология личностно-ориентированного обучения и её применение в собственной практике

Дата публикации: 2020-03-03 23:40:42
Статью разместил(а):
Колесникова Ольга Юрьевна

Технология личностно-ориентированного обучения и её применение в собственной практике 

Technology of personal-oriented training and its application in own practice

 

Автор: Колесникова Ольга Юрьевна

Гуманитарно-педагогический колледж ГГТУ, Орехово-Зуево, Россия. 

e-mail: k.anty@mail.ru

Kolesnikova Olga Yurievna

Humanitarian and pedagogical College of GSTU, Orekhovo-Zuyevo, Russia.

e-mail: k.anty@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена вопросу технологии личностно-ориентированного обучения и её использования в процессе преподавания географии. Использование указанной технологи даёт возможность максимально развивать индивидуальные познавательные способности обучающегося и добиваться высоких образовательных результатов. 

Abstract: The article is devoted to the issue of technology of personal-oriented learning and its use in the process of teaching geography. The use of the specified technology allows to maximize individual cognitive abilities of the student and achieve high educational results.

Ключевые слова: личность, обучение, личностный субъект-субъектный стиль, творческая деятельность, положительный эмоциональный фон, игровые формы. 

Keywords: Personality, learning, personality subject-subject style, creative activity, positive emotional background, game forms.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Понятие личностно-ориентированного обучения сравнительно недавно вошло в арсенал понятий психологии и педагогики. Его введение обусловлено двумя причинами.

Во-первых, в последние 15-20 лет само понятие «личность» не просто стало одним из самых популярных понятий в ряде отраслей психологии, но и заняло прочное место в других направлениях науки и практики.

Во-вторых, во время перестройки в образовании в России 1990-х гг. было заклеймено позором так называемое «отчуждённое обучение», ориентированное на знания, умения и навыки, и в качестве его альтернативы было выдвинуто личностное, или личностно-ориентированное, обучение, направленное на развитие обучающегося.

Н.А. Алексеев даёт следующее определение личностно-ориентированного обучения: «это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учёт особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно личностных функций».

Характерные черты личностно-ориентированного обучения:

- В центре процесса обучения – обучающийся.

- Обучение – совместная деятельность обучающегося и преподавателя, направленная на индивидуальную самореализацию ребёнка и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.

- Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания.

- В процессе обучения акцентируется внимание на индивидуальности обучающихся.

- Роль преподавателя – организация образовательной среды, в которой обучающийся самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал.

Личностно-ориентированная модель обучения:

- Создает условия для развития и саморазвития творческой личности.

- Диалог педагога и воспитанника в учебно-воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса).

- В обучении происходит личностное взаимодействие.

- Отношение взрослого и ребёнка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке.

- Обучающийся не только поглощает информацию, но отбирает её, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую.

- Совместная деятельность преподавателя и обучающегося – единая линия.

Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребёнка и учитывает реальную жизнь ребёнка и индивидуально-типологические особенности и возможности.

Многообразие взглядов на личностно-ориентированное обучение в достаточной степени отражено в современной российской педагогике. Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения базируется на идеях И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Н.А. Алексеева и др.

Личностно-ориентированное обучение в качестве основной цели педагогического процесса рассматривает создание условий для максимально возможного развития способностей обучающегося в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него уверенности в своих силах.

Личностно-ориентированное обучение  опирается на следующие принципы организации учебной деятельности обучающихся:

- Отношение к ребёнку как к субъекту любого вида деятельности. Педагог должен полностью признать за ребёнком право на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.

- Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами. Формирование такого стиля взаимоотношений возможно на основе развития диалогового способа выполнения учебных заданий.

- Организация активного взаимодействия обучающихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения.

Хотела бы привести примеры из собственной практики. Проводя собственные уроки, я использую тренинговые формы занятий, где мною применяются активные методы групповой работы и создаётся атмосфера раскованности и свободы общения между студентами.

- Включение обучающихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей. Творческая деятельность является средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка.

Что касается моего личного опыта, то на своих уроках я стараюсь продолжать развитие творческих способностей студентов I курса, привлекая их по ходу занятия в качестве исполнителей разнообразных ролей (уроки-путешествия в разные страны мира, где несколько студентов играют роли коренных жителей. Т.е. в ходе урока студенты, общаясь с «представителями местного населения», узнают о национальных традициях и обычаях других государств.)

- Создание в учебной группе положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъёма и ощущения успеха.

-   Построение обучения с опорой на игровые формы.

Возвращаясь к собственной практике, я хотела бы отметить большое значение игровых форм занятий при проведении своих уроков согласно принципам личностно-ориентированного обучения.

Например, «Географические крестики-нолики». Это игровой приём, основанный на интеллектуальном соревновании студентов. Игра идёт по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клетку, нужно ответить на вопрос преподавателя или соперника. Этот приём я использую при обычном устном опросе домашнего задания. Такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее, а студенты с удовольствием отвечают пройденный на прошлом занятии материал.

На вводном уроке мною часто используется дидактическая игра «Восхождение на вершину географических знаний» с целью выявления уровня школьной подготовки путём создания свободной творческой атмосферы. Для этого я заранее готовлю набор вопросов по темам предыдущих школьных курсов географии. Перед началом игры на доске вывешивается таблица в виде лестницы. К доске вызывается 3 добровольца, готовых совершить восхождение на вершину географических знаний и заодно проверить, насколько они могут полагаться на помощь одногруппников в трудную минуту. Каждому из них по очереди задаются вопросы. Правильный ответ на вопрос означает подъём на одну ступеньку вверх, а неправильный – на одну ступеньку вниз. Чтобы не забыть, на какой ступеньке остановился студент, используются магниты разного цвета. Каждый отвечающий 3 раза в течение игры может воспользоваться помощью одногруппников. Студенты, добравшиеся до «вершины географических знаний», получают отличные оценки.

В группах с ярко выраженной активностью обучающихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности большой интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку и быть первым по знаниям изучаемого материала.

На обобщающем уроке по теме «Политическая карта мира» мною используется игра под названием «Геошанс». Группа заранее разбивается на команды по 4 человека. Предварительно готовится игровое поле, фишки по количеству команд, игральный кубик. В начале игры фишки всех команд прикрепляются на клетку «старт». Капитан команды выкидывает кубик. Если команда правильно отвечает на заданный вопрос, то она делает столько ходов, сколько выпало на кубике. Выигрывает та команда, которая доберётся до финиша первой.

Анализируя собственный опыт, замечу, что при использовании дидактических игр и принципов личностно-ориентированного обучения практически все ребята, даже самые слабые, оказываются вовлечёнными в учебный процесс, и каждый из них вносит свой, индивидуальный вклад в развитие и результат игры. В-третьих, происходит всё это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, создающей комфортные условия обучения, при которых подросток чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным весь процесс обучения.

Таким образом, следуя принципам личностно-ориентированного обучения, в деятельности преподавателя выделяются три психологических аспекта работы. Результаты работы по этим трём самостоятельным направлениям соединяются, обогащая друг друга, наращивают новый потенциал и, качественно изменяя урок, предстают в виде единого образования с ярко выраженными творческой и социальной направленностями.

Первым направлением деятельности преподавателя выступает организация взаимодействия обучающихся с педагогом и друг с другом. Здесь перед преподавателем стоит сложная задача – создать интересную, притягивающую ребят атмосферу и сформировать дружеские отношения.

Вторым направлением деятельности преподавателя является широкое использование на уроке отдельных игр и игровых форм организации учебной деятельности.

Третьим направлением деятельности педагога выступает включение обучающихся в творческую деятельность.

Замечу, что чрезмерное увлечение каким-нибудь одним направлением не даст достаточно хорошего результата, поэтому необходимо строить педагогический процесс на основе всего комплекса, состоящего из игровых форм, личностного взаимодействия и создания условий для их трансформации в творчество.

Список литературы: 

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1996. 216с.

2. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов-на-Дону, 2006. 248с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2010. 671с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. 256с.

5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 448с.

6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. 176с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN