Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Наставник-модератор в системе колледж - предприятие

Дата публикации: 2020-01-24 14:16:03
Статью разместил(а):
Вольбин Светлана Александровна

Наставник-модератор в системе «колледж – предприятие»

(из опыта работы ГБПОУ МО «Щелковский колледж)

Mentor-moderator in the "College-enterprise" system

(from the experience of “Schelkovo College)

 

Авторы:

Вольбин Светлана Александровна

ГБПОУ МО «Щелковский колледж», д. Долгое Ледово, Щелковский район, Московская область, Россия.

e-mail: voclair@mail.ru 

Volbin Svetlana

Schelkovo College, vil. Dolgoye Ledovo, Schelkovsky district, Moscow region, Russia.

e-mail: voclair@mail.ru

Иркабаева Динара Мансуровна

ГБПОУ МО «Щелковский колледж», д. Долгое Ледово, Щелковский район, Московская область, Россия.

e-mail: dinara.irkabaeva@yandex.ru 

Irkabaeva Dinara

Schelkovo College, vil. Dolgoye Ledovo, Schelkovsky district, Moscow region, Russia.

e-mail: dinara.irkabaeva@yandex.ru

 

Аннотация: Настоящая статья описывает практику создания института наставников-модераторов и модель более эффективной организации обучения в системе «колледж – предприятие.

Abstract: This article describes the practice of creating a moderator mentoring institute and a model for a more effective college-enterprise training system.

Ключевые слова: наставник-модератор, программа обучения, дуальная модель обучения в системе профессионального образования.

Keywords: mentor-moderator, training program, dual model of training in the system of professional education. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Наставник-модератор в системе «колледж – предприятие» (из опыта работы ГБПОУ МО «Щелковский колледж)

Вольбин Светланы Александровны и Иркабаевой Динары Мансуровны ГБПОУ МО «Щелковский колледж», д. Долгое Ледово, Щелковский район, Московская область, Россия.

 

Актуальность направленности, представленной к рецензированию статьи, не вызывает сомнений, в виду того, что дуальная система полностью отвечает основным принципам компетентностного подхода, лежащего в основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов  профессионального образования: единство  теории и практики, междисциплинарный, интегрированный подход в основе образовательного процесса, акцент на применении умений и знаний в профессиональной деятельности, необходимость сетевых форм организации образовательного процесса.

Эффективное взаимодействие колледжа и работодателей - одна из актуальных проблем современной России, поскольку от ее решения в значительной степени зависит полноценное развитие и системы среднего образования, и трудовых отношений. Создание института наставников – модераторов и организация обучения в системе «колледж – предприятие» решает проблему повышения эффективности взаимодействия предприятия и образовательной организации при реализации модели дуального обучения.

Статья Вольбин С.А и Иркабаевой Д.М. отражает цели, ценности, парадигму современного среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС.

Итак, представленные на рецензирование материалы, выстроены в определенной аргументированной логике. Содержание данной статьи органично отражает современную образовательную парадигму и отвечает ФГОС.

Даная технологическая статья может быть рекомендована к печати и к применению в условиях среднего профессионального образовательного процесса.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy

Ольга Львовна Тычина

 

Практика создания института наставников-модераторов и организации обучения в системе «колледж – предприятие» решает проблемы оптимизации партнерского взаимодействия профессиональной образовательной организации и предприятия, обеспечения эффективности профессиональной подготовки студентов, обучающихся по дуальной модели.  

При реализации практики решаются следующие задачи:

- разработка совместно с предприятием-партнером модели организации учебного процесса в системе «колледж – предприятие»;

- модерация образовательного процесса в системе «колледж – предприятие»;

- разработка оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации совместно с предприятием-партнером;

- подготовка студентов к независимой оценке квалификации по профессии на предприятии-партнере с участием экспертов работодателя;

- содействие профессиональному развитию, карьерному росту студентов;

- содействие приобщению студентов к корпоративной культуре предприятия;

- содействие  в трудоустройстве выпускников.

Наставник на предприятии – незаменимый помощник в адаптации и профессионализации  студентов.

 Однако, есть определенные проблемы в организации  наставничества на производстве:

- требуется специальная психолого-педагогическая подготовка
наставников;

- наставник отвлечен от основной производственной деятельности;

- помимо связки «наставник – ученик» в процессе задействованы многие службы предприятия: отдел кадров, учебный центр, отдел труда и заработной платы, отдел технического контроля и т.д.;

- рост затрат на обучение наставников и необходимость стимулирования наставников;

- опыт партнерской работы с образовательной организацией носит случайный характер.

Главная проблема – недостаточный учет наставниками от предприятия требований  государственных образовательных стандартов СПО при обучении студентов.

Для преодоления  этих проблем и эффективной координации взаимодействия предприятия и образовательной организации в колледже создан институт наставников – преподавателей или наставников – модераторов.

«Наставник – модератор» – преподаватель специальных дисциплин образовательной организации, который отвечает за организацию дуального обучения и соблюдение требований государственных образовательных стандартов.

Наставник-модератор, с одной стороны, представляет интересы колледжа в отношениях с предприятием-партнером, с другой, являясь сотрудником предприятия, принимает в профессиональном обучении студентов самое непосредственное участие.

Наставник-модератор задействован практически во всех основных процессах и на предприятии, и в образовательной организации и приводит в равновесие теоретическое и практическое обучение студентов.

Наставники-модераторы принимают участие в разработке образовательных программ на основе синхронизации профессиональных квалификаций  ФГОС и немецких стандартов.

Наставники-модераторы являются инициаторами проведения промежуточных аттестаций на предприятии и разработчиками заданий для теоретической части экзаменов.

 Наставник-модератор призван регулировать обучение студентов по дуальной модели в системе «колледж – предприятие». Для этого нужна такая организация учебного процесса, при которой наставник может участвовать в учебном процессе и в колледже, и на производстве.

Существующая система обучения по дуальной модели организована на основе формирования индивидуальных учебных планов, в которой  есть определенные минусы:

а) создание индивидуальных планов - трудоемкий процесс;

б) отслеживание успеваемости студентов, занятых на производстве,  осложняет  работу преподавателя;

в) часть теоретического курса осваивается студентами дистанционно, что сказывается на качестве обучения.

Поэтому предложена иная  форма организации  обучения. Учебная неделя разделена на теоретическую и практическую части, что позволяет студентам, осваивающим программу обучения по дуальной модели, получать весь материал учебного курса с  одним и тем же преподавателем-наставником-модератором.

Инструменты  реализации практики – локальные акты и план мероприятий с обозначением основных этапов: подготовительный, основной, перспективы развития.

Подготовительный этап  включает в себя: проведение конференции в формате «круглого стола» с представителями предприятия – партнера для согласования вопросов взаимодействия колледжа и предприятия по организации института наставников – преподавателей; подготовка локальных актов и методических материалов в рамках работы семинаров с участием методистов колледжа и работодателей;  отбор путем анкетирования наставников – преподавателей; информационное обеспечение практики, публикация на сайте колледжа необходимой информации (например, о наборе студентов на дуальное обучение, о закреплении наставников).

Основной этап – реализация практики наставника – модератора: регулирование, координация образовательной деятельности обучающихся на производстве; мониторинг успеваемости и удовлетворенности обучающихся путем тестирования и анкетирования соответственно; подготовка обучающихся к промежуточным аттестациям; подготовка к независимой оценке квалификаций. На этом этапе задействованы методисты колледжа, учебная часть, координационный офис предприятия – партнера.

Заключительный, третий этап назван «перспективы развития». Считаем, что положительные результаты, полученные в ходе реализации настоящей  практики, должны  иметь свое развитие в виде создания базовой кафедры на предприятии – партнере. В случае реализации этого проекта можно будет говорить не о модели, а о полноценном дуальном обучении.

Пять лет практики показали правильность выбранной системы организации наставничества. Все это время партнеры, образовательное учреждение и предприятие, работали в тесном взаимодействии:

- синхронизированы обучающие программы по профессиям;

- организована производственная практика не только для студентов дуального обучения, но и для студентов основной формы обучения;

- разработана стратегия проведения промежуточных и итоговой аттестации;

- достигнута определенная динамика в качестве обучения студентов.  

Партнеры образовательного учреждения высоко оценивают работу наставников  - модераторов. Состав группы наставников неизменен уже несколько лет. Наставники награждаются грамотами, благодарственными письмами, премиями

Студенты, закончившие обучение, остаются работать на производстве, где, уже в качестве сотрудников предприятия, продолжают общение с наставниками. Это говорит о теплых, доверительных отношениях, сложившихся между наставниками и подопечными.

План реализации практики.

1. Подготовительный этап.

1) Согласование вопросов взаимодействия колледжа и предприятия по организации института наставников – преподавателей. Проведение конференции в формате «круглого стола».

2) Разработка положения о наставничестве совместно с партнерами

3) Отбор кандидатур. Анкетирование.

4) Повышение квалификации наставников. Стажировка и обучение на предприятии – партнере

5) Разработка и согласование учебно – методической документации по организации  обучения. Совместные семинары колледж - предприятие.

6) Информационное обеспечение реализации практики. Размещение на сайте колледжа материалов о практике.

7) Заключение договоров преподавателей – наставников с предприятием.

8) Определение графика работы наставника – модератора.

2. Основной этап.

1) Проведение совместно с партнерами интервью, тестирования студентов. Отбор студентов на дуальное обучение. Закрепление наставников за студентами.

2) Модерация образовательной деятельности обучающихся, корректирующие действия.

3) Мониторинг успеваемости студентов, обучающихся по дуальной модели.

4) Мониторинг удовлетворённости обучающихся результатами обучения на предприятии.

5) Подготовка  обучающихся к профессиональным конкурсам.

6) Участие в мероприятиях по развитию корпоративной культуры предприятия.

7) Участие в мероприятиях по тиражированию практики.

8) Подготовка и проведение промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся.

9) Содействие трудоустройству выпускников.

Практика «Наставник – модератор» в системе «колледж – предприятие» - это  один из гибких механизмов в модели дуального обучения, позволяющих обеспечить  качественную  подготовку  высококвалифицированных  специалистов, востребованных на рынке труда.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN