Работа с одарёнными детьми
Работа с одарёнными детьми
Working with gifted children
Автор: Кокорина Елена Аркадьевна
МБОУ "СШ № 31", Красноярск, Россия.
e-mail: elena.kokorina@mail.ru
Kokorina Elena Arkadievna
School № 31, Krasnoyarsk, Russia.
e-mail: elena.kokorina@mail.ru
Аннотация: Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные талантливые дети и молодежь – это потен циал любой страны, позволяющей ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Abstract: Today, the problem of identifying, developing and supporting gifted children is extremely urgent for Russia. The disclosure and realization of their abilities and talents are important not only for the gifted child as an individual, but also for society as a whole. Gifted talented children and young people are the potential of any country, allowing it to develop effectively and constructively solve modern economic and social problems.
Ключевые слова: одаренные дети, обучение.
Keywords: gifted children, education.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Ориентация современного образования на подготовку высококвалифицированных кадров для инновационной экономики ставит перед образованием задачу всемерного развития одаренных учащихся. Для эффективной работы с одаренными школьниками должны быть обеспечены специальные организационно-педагогические и технические условия, подготовлены педагогические кадры и внедрены технологии диагностики и обучения одаренных детей, создана информационно-образовательная среда. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
Суть процесса профессионального становления педагога состоит в разрешении возникающих в ходе этого процесса индивидуальных образовательных дефицитов. Процесс становления педагога во многом определяется характеристиками территориальной (муниципальной) образовательной системы и системы сопровождения процесса непрерывного педагогического образования.
Территориальная (муниципальная) образовательная система - сложный социокультурный феномен, имеющий разные характеристики и измерения. В целом муниципальная систем образования, реализуя образовательные потребности, выполняя индивидуальные образовательные запросы, формирует демократически ориентированного, широко образованного, профессионально компетентного жителя территории, мобильного и способного к само регуляции, самосовершенствованию и адаптации в динамично изменяющемся социуме.
Я согласна с Утверждением Н.Ф. Ильиной о том, что организовывать образование учителей нужно теми средствами и способами, которые они используют в реальной педагогической практике при работе с детьми. Вместе с ней я поддерживаю позицию О.В. Тулупоиной, которая считает, что в работе с педагогами на региональном и муниципальном уровнях предпочтение отдается способам, которые позволяют каждому педагогу выбирать собственную траекторию развития, определять содержание, формы, варианты профессионального развития, учитывают образовательные запросы и потребности педагогов, мотивы их профессионального развития.
На мой взгляд, организация педагогического сопровождения педагога в муниципальной системе образования предусматривает создание сети, объединяющей муниципальные бюджетные образовательные организации, педагогов, достигших высоких успехов в работе с одаренными детьми, высококвалифицированных специалистов и общественность. Сотрудничество субъектов данной сети позволяет:
- обеспечить доступность муниципальных ресурсов педагогам для организации работы с одаренными детьми;
- создать эффективные горизонтальные и вертикальные связи между педагогами, работающими с одаренными детьми;
- организовать равноправные и независимые партнерства;
- построить единое доступное образовательное пространство для педагога по работе с одаренными детьми.
Принимая во внимание то, что выявление и развитие детской сада признается в настоящее время приоритетным направлением в в образования, появилась настоятельная необходимость организации педагогического сопровождения педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования. При организации педагогического сопровождения педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования мы учитывали принципы деятельности, целесообразности, демократизации, открытости, рефлексии, сетевого взаимодействия.
Цель педагогического сопровождения - реализация профессионального педагогического потенциала и удовлетворение
профессиональной творческой деятельностью субъектом педагогического труда. Основная функция его заключается в оказании помощи в преодолении трудностей профессионально-личностного становления и развития. Результатом деятельности являются качественные характеристики его профессиональной деятельности (профессиональное развитие и саморазвитие. реализация педагогического творческого потенциала, повышение продуктивности педагогического труда, удовлетворение педагогической деятельностью).
Внутреннее строение процесса педагогического сопровождения определено последовательным непрерывным взаимодействием субъектов в рамках этапов: констатирующего, формирующего и обобщающего. Еще один немаловажный аспект, на который хотелось бы обратить особое внимание, касается специфических особенностей педагогического сопровождения педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования:
- обеспечение доступности муниципальных ресурсов педагогам для организации работы с одаренными детьми;
- разработка научно-методического обеспечения;
- создание эффективных горизонтальных и вертикальных связей между педагогами, работающими с одаренными детьми;
- организация равноправных и независимых партнерств педагогов;
- обеспечение возможности для повышения квалификации и профессиональной подготовки к работе с одаренными детьми
- создание возможностей для профессионального становления и карьерного роста педагогов в своей профессии;
- построение единого доступного образовательного пространства для педагогов, занимающихся работой с одаренными детьми.
Педагогическое сопровождение педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования осуществлялось поэтапно в ходе опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение пяти лет в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Каждый этап работы решал поставленные задачи, определяющие содержание деятельности и методы работы. Объектом исследования стала профессиональная деятельность педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования. Предмет исследования - педагогическое сопровождение педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования. Цель работы - реализация педагогического сопровождения педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования.
В условиях проведения эксперимента не нарушался общий ход образовательного процесса. Исследование осуществлялось без выделения контрольных и экспериментальных групп. Констатирующий этап заключался в установлении исходного состояния профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования: определение педагогических условий и ресурсов для педагогического сопровождения профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования. Формирующий этап нашей работы представлял собой процесс реализации организации педагогического сопровождения педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования.
Муниципальный Центр развития одаренных детей создан с целью оказания помощи по подготовке одаренных старшеклассников к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, научно-практическим конференциям. В рамках исследования его работы отдельным направлением выделено педагогическое сопровождение педагогов, работающих над развитием интеллектуальной одаренности школьников.
Важнейшим направлением деятельности муниципальной системы образования города Красноярска была и остается задача обеспечения права детей на удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей. Особенностями населения города Красноярска актуализировано открытие Центра поликультурного образования. Центр объединил единомышленников: детей, педагогов, родителей, общественность. Поликультурный центр является базой для проведения городских и республиканских мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных детей в области поликультурного знания и развития, такие как конкурсы, олимпиады, конференции, выставки, викторины.
Муниципальным Центром поликультурного образования инициирована организация работы педагогов города Красноярска по подготовке обучающихся к олимпиадам, конкурсам и фестивалям этнокультурной направленности различных уровней. В рамках исследования отдельным направлением работы выделено педагогическое сопровождение педагогов, занимающихся подготовкой обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и фестивалях этнокультурной направленности различных уровней. Для координации деятельности учебных объединений, реализации единых требований в обучении, интеграции поликультурных знаний во всех областях предусмотрена работа методического совета.
Работа методического совета основывается на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса в системе взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.
Практика реализации педагогического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми, показывает, что повышаются не только результаты педагогической деятельности педагогов, но и всей муниципальной системы образования. В заключение отметим, что проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы педагогического сопровождения педагога по работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования, но не исчерпывает всех ее аспектов.
Литература:
1. Адольф В.А. В поисках ориентиров математического знания // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10.
2. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Творческая деятельность как механизм реализации ФГОС // Высшее образование в России. 2012. №11.
3. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: Монография. Великий Новгород. 2007.
4. Будылхина Н.В. Муниципальная модель педагогической работы с одаренными детьми и факторы се эффективности // Новые технологии. 2011. № 1.