Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания основ безопасности жизнедеятельности

Дата публикации: 2019-12-04 21:31:23
Статью разместил(а):
Колесникова Ольга Юрьевна

Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания основ безопасности жизнедеятельности

Health-saving technologies in the process of teaching geography

 

Автор: Колесникова Ольга Юрьевна

Гуманитарно-педагогический колледж ГГТУ, Орехово-Зуево, Россия.

e-mail: k.anty@mail.ru

Kolesnikova Olga Yurievna

Humanitarian and pedagogical College of GSTU, Orekhovo-Zuyevo, Russia.

e-mail: k.anty@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Использование указанных технологий даёт возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов.

Abstract: the Article is devoted to the use of health-saving technologies in the process of teaching the basics of life safety. The use of these technologies makes it possible to use the study time productively and achieve high educational results.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие образовательные технологии, принципы здоровьесберегающих технологий, физминутки.

Keywords: health, health-saving educational technologies, principles of health-saving technologies, physical minutes.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В условиях модернизации образования одной из главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и обучения. В связи с этим одним из перспективных направлений развития образования в настоящее время является разработка системы обучения здоровьесберегающей и оздоровительной направленности.

Здоровьеориентированная образовательная деятельность преподавателя базируется на трёх методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся. 

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

В настоящее время я работаю в образовательном учреждении среднего профессионального образования (в колледже). Преподаю основы безопасности жизнедеятельности студентам-первокурсникам, то есть тем ребятам, для которых период изучения данных дисциплин совпадает со сложным периодом адаптации к новым условиям, отличным от школьных. Поэтому я считаю чрезвычайно важным моментом формирование у них положительного эмоционального отношения к этим дисциплинам в целом, развитие у них познавательного интереса, а также формирование и привитие навыков здорового образа жизни. При этом на помощь мне приходят педагогические приемы, которые широко используются мной на уроках.

Для того, чтобы добиться наибольшей эффективности урока, стараюсь использовать такие технологии обучения, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье обучающихся.  

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся мною не только в виде уроков-бесед и практических занятий, но также и уроков-интервью, творческих уроков, сюжетно-ролевых игр, деловых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы. Обязательно включаю в содержание урока такие элементы, как: обсуждение выполненного домашнего задания, провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, чтения отрывков из литературных произведений и т.д.

Например, объяснение темы «Здоровый образ жизни» я начинаю с загадок об отдыхе, сне, различных видах спорта, фастфуде, борще, а в начале занятия по теме «Автономное существование человека в природной среде» я зачитываю отрывок из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Использование пословиц при изучении тем воспринимается обучающимися как некоторое отступление от темы, что позволяет им снять накопившееся напряжение. Например, очень часто ребятам предлагаю такие задания: «Составьте из отдельных слогов пословицу, объясните её смысл: «От глупого риска до беды близко», «Сноровка и умение – в беде спасение», «Век живи, век учись» и т. д.  Можно приготовить такие задания в конвертах при организации групповой работы, вывести на экран для всей группы или предложить каждому ряду свою пословицу. В   этот момент процесс обучения как бы скрыт от обучающихся, к тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.

На уроках даю право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поделиться своим, пусть пока еще небольшим, жизненным опытом, в таких случаях стараюсь поощрить любую активность. Например, при изучении темы «Обеспечение личной безопасности на дорогах» ребята с удовольствием рассказывают о своих собственных наблюдениях. Именно подобные возможности направлены на уменьшение у студентов тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением, и приводит не только к улучшению здоровья обучающихся, но и их успеваемости.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт студентов во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого студента. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым я стараюсь располагать для  раскрытия способностей каждого обучающегося.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока студенты покидают кабинет с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре­мени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Необходимо также отметить, что утомляемость студентов, внимание на разных этапах урока зависит от разнообразия видов деятельности. Если на уроке обучающиеся только слушают объяснение преподавателя, изредка вступают в беседу, то польза от такого урока минимальна. Однообразность урока способствует утомляемости обучающихся.

В своей работе стараюсь использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студенты в роли преподавателя).

Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. К проведению физкультминуток стараюсь привлекать и студентов, которые справляются с большим желанием и удовольствием.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: обучающиеся имели возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами. 

Особое внимание на уроках ОБЖ я уделяю следующим компонентам принципов здоровьесбережения: 

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой обучающихся. Чтобы вызвать интерес, повысить готовность студента к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищённости и значимости для каждого студента необходимо создать соответствующую обстановку. Для этого на каждом уроке служит вводная часть урока. В её содержание входят элементы тренинга.  Этот метод помогает освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь» и т. д.; б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»; в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке. 

2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у обучающихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Обучающиеся осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости. 

3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода обучающиеся учатся обращаться к своему личному опыту, представлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю вопросы и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по основам здорового образа жизни. 

4. Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер, на выбор обучающегося. Это подтверждает, что у любого есть всегда право выбора.

5. Включение игровых моментов в содержание уроков. Например, упражнение «Раскалённый стул».

Перед группой ставится стул, на него садится студент спиной к доске. Другой студент на доске пишет слово, относящееся к теме урока. Группа с помощью наводящих выражений, описывает это слово, не называя его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул под студентом (образно), а чем меньше подсказок, тем стул «холоднее» и тем выше оценка.

6. Организация саморефлексии.  

Исходя из вышесказанного, отмечу, что применение здоровьесберегающих технологий и методик на уроках, в том числе и ОБЖ, просто необходимо. К сожалению, не все современные студенты считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Для преподавателей важно, чтобы обучающиеся овладели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих. 

Результатом правильно спланированного и организованного учебно-воспитательного процесса, планомерной и системной работы, практического применения различных методов станет улучшение не только здоровья обучающихся, но и их успеваемость. 

 

Список литературы:

1. Алимова А.Р. Как быть здоровым: учебное пособие. – СПб: Питер Ком, 2000. – 456 с.

2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Чайка, 2001. – 287 с.

3. Беседина А.А. Актуальные вопросы профессионального обучения подростков//"Актуальные проблемы гигиены детей и подростков". Материалы научно-практической конференции (Харьков, 24-25 мая, 1995 г.). Харьков. – 1995.

4. Брехман И.И.  Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: Педагогика, 1991. – 480с.

6. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. – 136 с.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN