Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Дата публикации: 2018-06-03 11:44:02
Статью разместил(а):
Лыкова Ирина Владимировна

Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Автор: Лыкова Ирина Владимировна

учитель биологии МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №21", г. Каменск-Уральский

 

Ключевые слова: ИКТ – компетенции, информационно-коммуникационные технологий (ИКТ), активные методы обучения

В современном обществе, исходя из стандартов второго поколения, ИКТ-компетенцией должны обладать все учащиеся школы. Большинство педагогов до сих пор считают, что данную компетенцию должен и может сформировать только учитель информатики. Так ли это на самом деле?

Как же трактует ИКТ - компетенцию учащихся ФГОС? ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

В III разделе ФГОС «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» прописано, что программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет[3,c.30].

Таким образом получается, что отвечает за формирование ИКТ – компетенции не только учитель информатики, но и все остальные педагоги, работающие в школе.

Поэтому я в своей работе, по формированию ИКТ – компетенции учащихся на уроках биологии, выделила несколько достаточно эффективных средств (опираясь на работы Погодиной И.А., кандидата педагогических наук) [2,c.60]:

- компетентностная интерпретация содержания образования и его результатов;

- применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе курса «Биология», проектирование уроков на основе ИКТ;

- использование активных методов обучения на уроках биологии.

 

Остановимся подробнее на последних двух пунктах.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии позволяют максимально индивидуализировать обучение, создают все необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, повышают мотивацию к изучаемому предмету, способствуют выработке самооценки у обучаемых, тем самым создают достаточно комфортную для ребенка среду обучения [1,c.72]. Чаще всего в рамках своих уроках я использую:

-мультимедийные презентации (подготовленные мной или учащимися) - все чаще используем для составления презентаций сервис Prezi, ведь при его помощи получаются удивительные, динамичные, «летающие» презентации;

- использование образовательных порталов в сети Интернет для поиска информации необходимой к уроку (как самим педагогам, так и учащимися по заданной тематике);

- участие в интернет олимпиадах по биологии;

- подготовка и организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (например, используя обучающую площадку;

- использование ИКТ технологий во внеклассной и внеурочной деятельности по биологии;

- работа с интернет–технологиями на основе сервисов Web 2.0 (создание фотоальбомов по определенной тематике в Panoramio, составление опорных схем или интеллект карт в MindMeister, работа по созданию интерактивных плакатов в Glogster, размещение познавательной информации в блог учителя, создание мини-сайтов учащимися по определенной тематике, участие)[3,c.28].

- работа с ЭОРами и ЦОРами по биологии и т.д.

Использование активных методов обучения на уроках биологии подразумевает, прежде всего, увеличение познавательной активности учащихся, усиление их интереса и мотивации, развитие способности к самостоятельному обучению.

Чаще всего на своих уроках я применяю следующие методы активного обучения:

Таблица 1

Методы активного обучения на уроках биологии в средней школе:

Метод           

Характеристика

Пример использования

Метод проектов

Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Исследовательская работа

«Влияние фитонцидов растений на рост и размножение плесневых грибов», «Воздействие антисептиков на микроорганизмы», «Польза или вред газированных напитков» и т.д.

Мозговой штурм

Является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута.

Урок в 7 классе по теме Класс Пресмыкающиеся, мозговой штурм по теме «Гипотезы вымирания динозавров».

Баскет-метод

Во время урока происходит имитация какой – либо ситуации.

Например, в 6 классе, при изучении темы «Многообразие растений и животных», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по «музею Природы» или при изучении темы «Система кровообращения, в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачом - кардиологом» и исследовать проблему «Влияния алкоголя и табака на работу сердца».

Тренинги

Практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме.

Тренинги в 8 классе: «Оказания первой медицинской помощи при переломе», «Оказание первой медицинской помощи при кровотечении» и т.д.

Деловые игры

Метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной деятельности. Как правило используется на уроках в 9-11 классах.

11 класс, деловая игра «Современные проблемы экологии Свердловской области», «Человек. Природа. Земля», «Генетика и медицина» и т.д.

Таким образом, развитию ИКТ – компетенции учащихся должны способствовать все педагоги школы. Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд. Являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках.

 

Литература:

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании ("ИТО–Екатеринбург–2011") : мат. V Международной науч.-практ. конф., проводимой в рамках Международного конгресса конференций "Информационные технологии в образовании", 12-13 мая 2011 г. / Минобрнауки России, Правительство Свердл. обл., ГБОУ ДПО СО "ИРО", Киевский обл. ин-т последиплом. образования пед. кадров, АНО "Информационные технологии в образовании" ; отв. ред. вып. Л. И. Долинер. – Екатеринбург : [ИРО], 2011. – 540 с.

2. Погодина И.А. Информационно-коммуникационная компетенция учащихся: проблемы и модель формирования // Открытое и дистанционное образование. 2009. - № 4 (36). - С. 58-63.

3. Шпарута, Н. В. Современные сервисы Интернет в педагогической практике (Web 2.0): учебно-методические материалы для для слушателей образовательной программы / Н. В. 4. Шпарута, И. А. Волкова, Н. Ю. Сероштанова ; ГБОУ ДПО СО "Ин-т развития образования", Каф. информационных технологий в образовании. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 117 с. – Библиогр.: с. 117 (16 назв.).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN