Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Дискуссия на уроках истории и обществознания как средство развития коммуникативных умений учащихся

Дата публикации: 2019-11-18 21:24:36
Статью разместил(а):
Сивенков Сергей Владимирович

Дискуссия на уроках истории и обществознания как средство развития коммуникативных умений учащихся

Discussion at the lessons of history and social science as a means of developing students' communicative skills

 

Автор: Сивенков Сергей Владимирович

МБОУ «Остерская средняя школа», Рославльский район Смоленской области, Россия.

e-mail: seregasiv1994@mail.ru 

Sivenkov Sergey Vladimirovich

Oster Secondary School, Roslavl district, Smolensk region, Russia.

e-mail: seregasiv1994@mail.ru 

 

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию технологии дискуссии и её применении на уроках истории и обществознания.

Abstract: This article is devoted to the study of the technology of discussion and its application in the lessons of history and social studies.

Ключевые слова: дискуссия, диспут, коммуникативные умения.

Keywords: discussion, debate, communication skills.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

На сегодняшний день одной из важных компетенций будущих выпускников общеобразовательной школы является определение собственного отношения к явлениям социальной жизни, формулирование своей точки зрения.

Наиболее эффективной  при развитии данного умения на уроках истории и обществознания является технология дискуссии. Словарь Ожегова определяет данное понятие как «спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе». Дискуссия как метод в педагогике предполагает коллективное обсуждение какой-либо спорной проблемы, во время которого познаётся истина.

Существует большое количество различных классификаций дискуссий. По формам проведения дискуссии можно разделить на:

·         дебаты (обмен аргументами и контраргументами);

·         диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами);

·         мозговой штурм;

·         круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определённых вопросов);

·         ток-шоу и др.

Проведение разного рода дискуссий требует обстоятельной подготовки не только обучающихся, но и учителя. Педагогу очень важно выявить и в дальнейшем избежать тех трудностей, которые возникают при подготовке и проведении занятия. К ним можно отнести следующие: слабые навыки разговорной речи; нетерпимость к другим мнениям; формальность; чрезмерная эмоциональность; недостаточность знаний (неподготовленность); доминирование отдельных участников дискуссии и другие.

Необходимо в ходе дискуссии договариваться об общем понимании терминов, а также общем понимании темы или проблемы. При этом дискуссии могут преследовать разные цели: обсуждение проблемы, достижение согласия, прояснение позиций, углубление понимания вопроса, нахождение различных вариантов решения и видение этой вариативности, развитие умений занимать и отстаивать свою точку зрения, улучшение навыков активного слушания. Необходимо, чтобы у участников было достаточно материалов для обсуждения проблемы.

Перед началом дискуссии важно выработать правила работы. К таковым могут быть отнесены следующие:

1. Правило поднятой руки.

2. Отказ от речевой агрессии, позитивный настрой.

3. Критикуя, предлагать.

4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).

5. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).

6. Не навязывать свое мнение.

7. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

8. Избегать поучений.

9. Сдерживать эмоции.

10. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.

11. Иллюстрировать свои мысли примерами.

12. Говорить от своего имени.

13. Активно участвовать.

14. Быть искренним.

15. Быть лаконичным и соблюдать регламент.

16. Подводить итоги в виде рефлексии.

17. Давать возможность высказаться каждому.

18. Следить за рекомендациями ведущего.

19. Любая позиция должна быть рассмотрена.

В своей педагогической деятельности я применял технологию диспута на уроке обществознания в 10 классе по теме «Правовое государство в России: миф или реальность?». Планируемым результатом занятия является необходимость сформулировать учащимися ответ на главный вопрос урока, заявленный в теме диспута. В начале урока учитель зачитывает статьи из конституций разных стран о правовом государстве. Далее следует вопрос: о чём идёт речь в данных статьях? (о незыблемости прав человека). Почему тогда вопрос о правовом государстве и сегодня вызывает споры и сомнения?

После этого обучающиеся формулируют учебную задачу, вспоминают правила ведения диспута.

При повторении учитель предлагает обратиться к справочным материалам (раздаточный материал) и вспомнить основные понятия, над которыми предстоит поработать: правовое государство и гражданское общество.

Далее переходим к основному вопросу урока: «Правовое государство в России: миф или реальность?». Для его разрешения обучающиеся класса делятся на 2 группы, также двое учеников составят группу экспертов (столы буквой «П», с одной стороны «миф», с другой – «реальность», в центре - эксперты). Проводится работа по основным признакам:

А) верховенство права во всех сферах общественной жизни (аргументы и контраргументы)

Б) эффективная система контроля за соблюдением закона (аргументы и контраргументы)

В) реальное разделение властей (аргументы и контраргументы)

Г) полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека (аргументы и контраргументы)

Д) взаимная ответственность государства и личности (аргументы и контраргументы)

Е) единство права и закона (аргументы и контраргументы)

Ж) политический и идеологический плюрализм (аргументы и контраргументы).

После этого в дело вступают эксперты, подчёркивая положительные и отрицательные стороны представленных аргументов и контраргуменов.

В завершение учитель обобщает: например, на сегодняшний день Россию трудно назвать с полной уверенностью правовым государством, но сделано много шагов для достижения этой цели. Одним из этих шагов является изучение нами основного закона государства - конституции (т.е. овладение правовыми знаниями).

На этапе рефлексии педагог задаёт вопрос классу: каковы, на ваш взгляд, причины, обуславливающие сложность формирования в современной России правового государства и гражданского общества?

В целом дискуссия на уроках истории и обществознания просто необходима для развития умения обучающихся выражать свои мысли и отстаивать собственную точку зрения. И только благодаря этим умениям ученик школы может стать настоящим гражданином своей страны.

 

Список литературы:

1) Дорошенко Н.С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 937-943.

2) Письменская Т.Д. Дискуссия как современная педагогическая технология/ Т.Д. Письменская// Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 47-49.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN