Организационно-деятельностные игры на уроках истории
Организационно-деятельностные игры на уроках истории
Organizational and activity games in history lessons
Автор: Потемкина Светлана Владимировна
МОУ «СКОШ № 2», г. Южноуральск, Челябинская область, Россия.
e-mail: ooo.sveta6363@bk.ru
Potemkina Svetlana Vladimirovna
Correctional school No. 2, Yuzhnouralsk, Chelyabinsk region, Russia.
e-mail: ooo.sveta6363@bk.ru
Аннотация: Применение ОДИ на уроках истории дает хороший результат при системном подходе в развитии определенных навыков в обучающей игре.
Abstract: The use of organizational and active games in history lessons gives a good result with a systematic approach in the development of certain skills in the training game.
Ключевые слова: Организационно-деятельностные игры, коммуникативные навыки
Keywords: Organizational and activity games, communication skills
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Урок истории отличается тем, что здесь можно применять разнообразные формы, методы и технологии.
Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной не только работу на творческо-поисковом уровне, но и просто на уроке по изучению программного материала.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра способна решать еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
С середины 50-х годов в Москве на междисциплинарных методологических семинарах стала разрабатываться особая форма интеллектуальных методологических игр, которая затем, в конце 70-х годов, была преобразована в иную форму игр, получивших название организационно-деятельностных (далее — ОДИ).
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) являются методом и технологией работы с деятельностью в различных областях практики. Моделирование в ОДИ предполагает размышление о деятельности в различных областях, однако реальное проигрывание и манипулирование с моделью в них отсутствует. Существенным отличительным признаком ОДИ является то, что роли здесь условные. Различие ролевых целей обусловлено главным образом различием личных интересов участников игры
Дело в том, что суть ОДИ не передается через текст и даже через видеозапись. Участник ОДИ сам создает для себя необходимые знания в процессе игры и переживает собственные мучительные поиски, напряжение, открытия. В процессе ОДИ участник попадает в кризисы и выкарабкивается из них, натыкается на непонимание и невозможность донести свою мысль и вынужден найти, открыть для себя новые выразительные средства и новые для себя способы общения. По окончании игры участник уносит с собой новые открытия и новые возможности. Как известно, можно забыть то, что ты услышал от других, но почти невозможно забыть то, что ты в муках создал сам. ОДИ предполагает обязательное использование эффективных методов мышления. Разумеется, участники постоянно пытаются решить поставленные перед ними задачи привычным для них способом, стихийно и беспорядочно бросаясь на проблему. Но сами правила заставляют систематизировать свое мышление, замечать свои ошибки и искать нестандартные ходы в процессе решения. Объектом ОДИ может быть любая проблемная ситуация.
Целью организационно-деятельностной игры является решение теоретической или практической проблемы. Задача - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели, в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.
Слагаемыми элементами подготовки руководителя, режиссеров и сценаристов к организационно-деятельностной игре выступают:
- анализ проблемы практической деятельности специалистов и их характерных ошибок;
- определение для учебной группы уровня сложности проблемы, выносимой на игру;
- уточнение уровня формируемых способностей у обучаемых.
Составные базовые технологии в организационно-деятельностной игре:
- мнемотехника (развитие системы понятий);
- психотехника (управление системой мотивов);
- схемотехника (перевод понятий в графическую форму);
- группотехника (организация групповой работы);
- социотехника (использование социального опыта как средства обучения).
Игровая деятельность на уроке истории имеет свои особенности:
· она должна быть управляема учителем;
· она служит определенным познавательным и воспитательным целям;
· она имеет глубокий практический смысл, поскольку развивает коммуникативные навыки.
Знания, приобретенные в организационно-деятельностных играх на уроках истории, становятся для каждого участника игры личностно значимыми¸ эмоционально окрашенными, что помогает глубже понять и буквально почувствовать изучаемую историческую эпоху. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Применение ОДИ на уроках истории дает хороший результат при системном подходе в развитии определенных навыков в обучающей игре. Необходим также индивидуальный психологический подход к каждому играющему, чтобы не навредить, играя, и не нанести ребенку психологическую травму, не усугубить его переживаний по поводу собственной значимости в мире людей
Интерес к игровым урокам возрастает, число игр увеличивается, играть на уроке становится модным, в них (играх) становится все сложнее ориентироваться. Многие традиционные детские игры, развивающие коммуникативные навыки, вытесняются опосредованными интерактивными играми на электронных носителях, что не всегда прогрессивно и полезно, так как ограничивает двигательные и социально-адаптивные возможности ребенка.
Игры же, формирующие коммуникативные навыки, развивают сопереживание, умение поставить себя на место другого, «лечат» от инфантилизма и безразличия, неспособности преодолевать возникающие жизненные проблемы. Однако абсолютизировать игровой метод не стоит, так как он хорош лишь при разумном пропорциональном сочетании с традиционными уроками.
Список литературы:
1. Гукова В.В., Кравченко А.А., и др. История 5-11 классы. Технологии современного урока, Волгоград, Учитель, 2009.
2. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации метод развития коллективной мыследеятельности //Избранные труды. М.: Школа Культурной Политики, 1995.