Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Повышение мотивации обучающихся к изучению биологии через системно-деятельностный подход

Дата публикации: 2019-03-30 05:09:35
Статью разместил(а):
Жамсаранова Бальжима Базаргуруевна

Повышение мотивации обучающихся к изучению биологии через системно-деятельностный подход

Increasing the motivation of students to study biology through a system-activity approach

 

Автор: Жамсаранова Бальжима Базаргуруевна

МОУ «Южно-Аргалейская СОШ», Забайкальский край, Россия.

e-mail: balzhima63@mail.ru

Zhamsaranova Balzhima Bazarguruevna

Uzhno-Argaleiskaya secondary school, Trans-Baikal Region, Russia.

e-mail: balzhima63@mail.ru

 

Аннотация: Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции. Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся.

Abstract: The use of system–activity approach helps to shape students ' academic and general educational competences. Using a variety of methods and means of learning allows maintaining interest in the subject and motivating students.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, компетенции, мотивация.

Keywords: system- activity approach, competences, motivation.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.  Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования.

В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Анализ успеваемости  показывает, что качественная успеваемость снижается в среднем звене. Возникло противоречие между деятельностью обучающихся на уроке и результативностью по предмету.

Это определило проблему: отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время деятельности обучающихся. Цель моей работы: выявить методы, способы и формы  организации деятельности обучающихся как средство повышения мотивации к предмету биологии.
Задачи:

1. Изучить педагогическую литературу в аспекте проблемы.

2. Выявить методы организации учебного процесса.

3. Выявить способы организации обучения биологии учащихся 5-11 классов. 

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия). Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.

При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, органы, организм. Это прослеживается в 6 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутреннее строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение» и др. В 7 классе при изучении тем главы «Строение и функции органов и их систем», в 8 классе при изучении строения органов человеческого организма.

Нельзя сформировать системное мышление у школьников среднего звена, если акцентировать их внимание на уровни  организации живого лишь в курсе общей биологии 9 класса. Организацию образовательного процесса можно строить таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 6 класса, и в дальнейшем организовать систему обучения,  основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.

При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии можно использовать следующие технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как умение мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 9 классе при изучении гипотез происхождения жизни, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.

Технология разноуровневого обучения. Данное обучение  осуществляется на всех этапах урока. При письменном опросе используются  карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней . При закреплении нового материала дифференцируются  вопросы на закрепление. Осуществлять дифференциацию можно и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные  работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.
Использование  дифференцированного  домашнего  задания, дает возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» можно  предложить приготовить карточку по систематике капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника. Аналогичные задания используются и в 7 классе.

- Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная  ситуация.

Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе озвучивается такой факт, что большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя её масса 0,2 кг.  В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава,  строения и выполняемых функциях. При изучении вирусов - о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задать  такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это  вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.

- Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по отрядам млекопитающих, используя местный материал.

Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов можно предложить  проведение  домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN