Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Методологические подходы к формированию профессиональной компетентности специалиста

Дата публикации: 2019-03-29 10:40:30
Статью разместил(а):
Дмитриева Надежда Александровна

Методологические подходы к формированию профессиональной компетентности специалиста

Methodological approaches to the formation of the professional competence of the expert

 

Автор: Дмитриева Надежда Александровна

ГАПОУ «Самарский металлургический колледж», г. Самара, Россия.

e-mail: Dmitrieva6570854@mail.ru

Dmitrieva Nadegda Aleksandrovna

Samara Metallurgical College, Samara, Russia.

e-mail: Dmitrieva6570854@mail.ru

 

Аннотация: В работе представлены результаты анализа основных концепций формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе обучения в условиях реформирования системы среднего профессионального образования.

Abstract: This article presents an analysis of the basic concepts of formation of professional competence of the expert in the learning process terms of reforming the system of secondary education.

 

Ключевые слова: профессиональная компетентность, методология, концепции

Keywords: professional competence, methodology, concepts.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО

 

В российской образовательной практике компетентность выступает в качестве одного из доминантных понятий. Несмотря на то, что в современной педагогической науке проблема компетентности представлены массивом научных работ, до настоящего времени остается множество дискуссионных элементов данной проблемы.  

Существует несколько подходов к сущности компетентности, соотношении понятий «компетентность» и «компетенция»; проблематики базовых и операциональных компетентностей и т.п. Анализ сущности компетентности студента оптимальным представляется начать с его лингвистического толкования. Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo – совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность».  В педагогической теории и практике понятие «компетентность» тесным образом связано с понятием «компетенция».

В настоящее время выделяются два подхода к толкованию соотношения понятий компетенция/компетентность: они либо отождествляются, либо дифференцируются.  В настоящее время практически во всех педагогических словарях проводится разграничение категорий «компетентность» и «компетенция».  

Определения компетентности зачастую сходны и дублируют друг друга, наиболее часто встречается толкование компетентности как «основывающейся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленной социально-профессиональная жизнедеятельность человека», в то время как «компетенции» нет единого толкования. Это понятие трактуется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен», «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, подлежащих чьему-нибудь ведению, вопросов, явлений», «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Лингвистический анализ значений терминов «компетенция» и «компетентность» позволяет выявить ключевое отличие их сущности: компетенция представляет собой институциональное понятие, определяющее статус какого-либо лица, компетентность же в свою очередь является понятием функциональным.

Анализ литературы по проблеме компетентностного подхода, показывает, что в настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятия ключевых компетенций, но и самих оснований их разграничения, классификации, но практически все авторы сходны в наличии в данной структуре профессиональной компетентности.

Часть исследователей считает, что профессиональная компетентность представляет собой совокупность цели, средства достижения и результата подготовки студента к профессиональной деятельности, и является критерием диагностики готовности студента на этапе профессиональной подготовки. Показателем сформированности профессиональной компетентности при этом является ценностное отношение к компетентному осуществлению профессиональной деятельности, готовность осуществлять проектировочную, организационно-прикладную и коммуникативную деятельность, готовность к исследовательски-творческой деятельности.

Ряд авторов включают в содержание профессиональной компетентности три аспекта: проблемно-практический, т.е. адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная ей постановка и эффективное выполнение целей, задач и норм; смысловой – адекватное осмысление ситуаций в более общем культурном контексте; ценностный – способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.

Компетентность предполагает, не столько наличие значительного объема знаний и опыта, сколько умение их актуализировать в нужный момент и использовать в процессе реализации своих профессиональных функций.  Будучи профессионально компетентным, человек не только обладает знаниями и навыками в определенной области деятельности, но еще и способностью их использовать адекватно конкретной профессиональной ситуации, действуя при этом спонтанно в быстроменяющихся (а зачастую и экстремальных) условиях.

С точки зрения системного подхода рассматривают профессиональную компетентность ученые Т.Г. Браже, С.Г. Молчанов и др. Они вкладывают в понятие «профессиональной компетентности» не только знания и умения, но и мотивы деятельности специалиста, стиль его взаимоотношений с людьми, общую культуру, способность к развитию своего творческого потенциала, профессионально значимые качества личности. При этом указывается на значительную роль общей культуры человека и ее основного компонента - гуманитарных знаний – как системообразующего компонента профессиональной компетентности специалиста.

Анализ подходов, существующих в современной научной педагогической литературе по проблеме ключевых компетенций специалиста, позволивший раскрыть содержание профессиональной компетентности показывает необходимость продолжения научных изысканий по проблемам структурного моделирования профессиональной компетентности специалистов.

 

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. – 2005.

2. Ларионова О. А. Компетентность - основа контекстного обучения// Высшее образование в России.-2005.

3. Малявина А.Н., Дмитриева Н.А. Теоретический перевод и методологические аспекты в немецком, английском и русском языках. // Профессиональное образование.-2007.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN