Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Воспитательная система в профессиональном образовании: понятие, структура, источники развития

Дата публикации: 2019-03-01 15:02:09
Статью разместил(а):
Уточкина Олеся Александровна

Воспитательная система в профессиональном образовании: понятие, структура, источники развития

The educational system in vocational education: the concept, structure, sources of development

 

Автор: Уточкина Олеся Александровна

Заведующая отделением «Лечебное дело и Сестринское дело» ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» Бердский филиал, г. Бердск, Новосибирская область, Россия

e-mail: olesy271293@mail.ru 

Utochkina Olesya Aleksandrovna

Novosibirsk Medical College, Berdsk, Novosibirsk region, Russia

e-mail: olesy271293@mail.ru 

 

Аннотация: Статья посвящена воспитательной системе в профессиональном образовании. Подробно рассмотрены теоретические аспекты, структура и источники развития воспитательной системы.

Abstract: The article is devoted to the educational system in vocational education. The theoretical aspects, structure and sources of development of the educational system are considered in detail.

 

Ключевые слова: воспитание, педагогическая система, профессиональное образование.

Keywords: education, pedagogical system, professional education.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Для понимания ее сущности необходимо провести анализ содержания понятий, связанных с генезисом представлений о воспитательной системе. Родовыми понятиями "воспитательной системы" являются понятия "воспитание", "система", "педагогическая система", "воспитательная работа", "система воспитательной работы". Рассмотрим их подробнее.

Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Оно так же является одной из центральных социальных функций любого общества. В широком смысле понимается как «воздействие на личность общества в целом». Общество предъявляет системе образования определённые требования, связанные с подготовкой студента к профессиональной деятельности. Систему этих требований принято называть социальным заказом. В самых общих чертах социальный заказ можно определить как воспитание человека, нужного и полезного обществу.

Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В педагогике довольно часто в разных контекстах употребляется понятие "система" (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Педагогическая система - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы образовательной организации, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Можно также отметить что, педагогическая система неразрывна, связана с воспитательной системой, так как она объединяет участников образовательного процесса для реализации целей обучения и воспитания.

В научной литературе существует несколько определений, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность понятия "воспитательная система". Так, Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л. Селиванова и В.А. Караковский предлагают следующие:

"Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат".

В основу концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом формирования и развития личности за счет создания благоприятных для этого процесса условий. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.  

От воспитательной системы следует отличать такие понятия как «система воспитательной работы» и «система воспитания».

В книге «Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения» авторами дано следующее определение системе воспитательной работы: система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций) адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе, в худшем – набор мероприятий, проводимых «для галочки», нередко под давлением извне.

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Е.Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности обучаемого. На его взгляд, «воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся». Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей.

Воспитательные системы могут создаваться в образовательных учреждениях разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях, в системе профессионального образования и т.д. То есть применительно к профессиональной образовательной организации, особенности ее воспитательной системы должны согласовываться с направлением, целями и задачами обучения и воспитания в нем.

Согласно мнения Новиковой Л.И., любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного — того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и обучающихся, присуще окружающей его среде.

Профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. В профессиональной образовательной организации происходит завершение формирования личности человека, его профессиональной идентичности, понимания себя в будущей профессии, понимания своего собственного значения в решении производственных и экономических задач. В образовательной организации среднего профессионального образования происходит понимание молодым человеком собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов. Выбор профессиональной деятельности во многом способствуют тому, что человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя деятельности.

Воспитательный процесс в профессиональном образовании представляет собой динамичную совокупность последовательных взаимодействий педагога и обучающихся (как в учебной, так и внеучебной деятельности), направленных на формирование личности будущего специалиста, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является профессиональное формирование и развитие личности в соответствии с ее интересами и способностями, а также с социально-экономическими потребностями общества. «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».

В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

По мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной управление воспитательной системой - это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов».

Управление воспитательной системой — сложный и много аспектный процесс. Он состоит из двух взаимосвязанных процессов: получения информации о системе (ее состояние, влияющие на нее факторы и т. д.) и воздействия на нее. Управление любой воспитательной системой осуществляется на трех уровнях: социально-педагогическом; организационно-педагогическом; психолого-педагогическом.

К основным функциям управления воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, относятся:

- диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;

- обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);

- организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;

- организация сотрудничества образовательного учреждения, семьи и общественности;

- гуманизация отношений между взрослыми и детьми.

Содержание воспитательной системы включает два аспекта:

- совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и других компонентов, входящих в содержание воспитания;

- различную деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.

Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.

Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа из студентов или родителей, или педагогов, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию).

Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей. Совместная деятельность переходит в общение, которое является обязательным компонентом воспитательной системы и представляет единство трёх элементов:

- информационного (обмен информацией)

- перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание)

- интерактивного (взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их взаимное влияние друг на друга).

Непосредственно с воспитательной системой связано понятие «концепция воспитания». Термин «концепция» означает систему взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающую идею какой-либо теории, главную мысль, общий замысел.

Любая воспитательная система — явление развивающееся. Под влиянием управляющих воздействий и внутренних саморегуляционных процессов она проходит этапы становления, организационного оформления, функционирования в оптимальном режиме, обновления, перестройки. Процессы обновления и перестройки воспитательной системы связаны с изменениями, происходящими, прежде всего, в блоке целей. Они влекут изменения в структуре и организации деятельности, влияют на характер отношений, приводят к формированию новых ценностных ориентаций и нравственных норм. Изменения в воспитательной системе зависят от процессов и явлений, происходящих в окружающей ее среде. Да и те явления, которые возникают в рамках субъекта воспитания, влияют на другие компоненты системы, на систему в целом. Система развивается, преодолевая противоречия между входящими в нее компонентами, между традициями инновациями, между воспитателями и воспитанниками.

Концепция воспитания – система взглядов отдельного педагога или группы педагогов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.

Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.

Согласно Стратегии модернизации образования в России на 2016-2020 годы, современные концепции воспитания личности могут иметь несколько основных направлений:

-    повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;

-    необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями личности, общества и государства;

-    восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;

-    расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Перечень данных направлений позволяет резюмировать: воспитательная система создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.

В целом, большинством исследователей и практиков, одним из ведущих направлений развития системы профессионального образования, в том числе и среднего, признается совершенствование воспитания, создание авторских воспитательных систем как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса. Их обобщенный анализ позволил выделить основные принципы их функционирования:

-            принцип системности;

-            принцип реализации процессного подхода;

-            единство обучения и воспитания (соединение воспитания и обучения через формы, методы и приемы, направленные на развитие потребности и способности студентов к самопознанию, самоопределению, самореализации и саморазвитию);

-            принцип самоактуализации и самореализации;

-            принцип непрерывности и преемственности;

-            принцип гуманизации и гуманитаризации воспитания;

-            принцип дифференциации и индивидуализации воспитания;

-            принцип связи обучения и воспитания с жизнью и потребностями общества;

-            принцип коллективности.

Согласно мнению В.А. Караковского, воспитательную систему нельзя привнести в образовательную организацию, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой она будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком руководителя образовательной организации, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды. Создание воспитательной системы ведет к созданию адекватной ей системы отношений. Отношения настолько важны, что могут быть критерием, оценивающим уровень ее развития.

 

Литература:

1. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

2. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.

3. Рожков М. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для вузов. - М.: Владос-Пресс, 2004. -384 с.

4. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М.: Знание, 1972. - С. 16.

5. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2007. - 576 с.

6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С.10-13

7. Моделирование воспитательных систем: теория - практике: сб. науч. ст. / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М. : РОУ, 1995. - С 134

8. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /под ред. В.А Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - С 8.

9. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /под ред. В.А Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - С 8.

10. Словарь-справочник по теории воспитательных систем: / сост. Степанов П.В. изд. 2-е, доп., перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 32 с.

11. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения : Теория, технология, практика / Под ред.Е. Н. Степанов. - Псков : Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 1998. - С. 118.

12. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. М.: ПЕР СЭ, 2010.

13.  Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина  и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина. -. М.: Академия, 2004. - С. 20.[1]

14.  Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина  и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - С. 20.

15.  Современный словарь по педагогике /сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - С. 58.

16.  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - С. 5.

17.  Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно. 2005.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN