Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Задачи с экологическим содержанием на уроках математики

Дата публикации: 2019-01-17 20:51:18
Статью разместил(а):
Светлакова Валентина Павловна

Задачи с экологическим содержанием на уроках математики

Tasks with ecological content math

 

Автор: Светлакова Валентина Павловна

учитель математики МБОУ "СОШ", п. Бор Афанасьевского района Кировской области, Россия.

E-mail: svp_bor@mail.ru

Svetlakova Valentina Pavlovna

Middle School, Bor, Afanasyevsky district, Kirov oblast, Russia.

E-mail: svp_bor@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается экологическое воспитание на уроках математики

Abstract: the article deals with environmental education in mathematics lessons.

 

Ключевые слова: математика, экология, задачи.

Keywords: mathematics, ecology, tasks.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

"Природа формирует свои законы языком математики"

Галилео Галилей

Как ввести экологический компонент в математику?

Проблема и ее актуальность. Каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа – это последствия того, что происходит в настоящий момент и там, где мы живем. Проблема экологии должна войти в нашу жизнь и сознание не только прямым путем, т.е. на уроках экологии, но и косвенным, на других предметах учебного процесса. Как же это сделать при помощи математики? Надо объединить математическое содержание с экологическими проблемами.  Для этого необходимо активизировать творческое мышление учащихся и решить следующие задачи:

1. Определить область интеграции математических и эколого-биологических знаний в школьном курсе математики.

2. Разработать математические задачи экологического содержания с привлечением учащихся.

3. Дать методические рекомендации для самостоятельной работы учащихся по составлению математических задач.

Проанализировав учебники математики, можно сделать вывод: в учебниках содержится очень мало задач экологической направленности. Перед нами встал вопрос. Интересно ли это? Волнуют ли проблемы экологии школьников? Что делать ученикам средней школы?

Самое важное - научиться любить и понимать природу, сформировать экологическую культуру. Это ёмкое понятие вмещает в себя следующее: научить практическим умениям, направленным на охрану природы; проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру; постепенно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе. Проблема формирования представлений о закономерностях взаимосвязей объектов живой и неживой природы посредством использования методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) актуальна и соответствует потребностям ученика, родителей, школы, и общества в целом. Таким образом, важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно.

Главная задача экологического воспитания — формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место.

Проблема охраны природы становится проблемой этики. Решение задач экологической направленности на уроках математики позволяет формировать экологическое воспитание обучающихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности, которое включает бережное отношение детей к природе, раскрывают эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей. Такие задачи не только помогают школьникам   овладеть определенными знаниями и умениями, а развивают эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Общение с природой через математические задачи с экологическим содержанием способствует развитию эмоциональной культуры, созданию богатого запаса непосредственных впечатлений.

Цель: разработать методику решения и составления задач с экологическим содержанием, чтобы заинтересовать детей экологическими проблемами, отреагировать на происходящее, можно предложить учащимся сначала задачи, составленные на фактах, взятых из литературы, потом самим придумать задачи экологического содержания.                   

Можно идти разными путями:

а) дать темы (расход воды, энергосбережение, сбор макулатуры, металлолома и т.д.);

б) зачитать одну из проблем;

в) ученик ищет факт (проблему) и составляет задачу.

На математической неделе предложили каждому ученику составить задачу экологического содержания, которые впоследствии решались на уроках. Из лучших задач был составлен сборник. 

 

Приложение 1.

1.  Приезжая отдыхать на берег реки Кама «туристы» оставляют на месте отдыха мусор: пластиковые бутылок и упаковок составляют 25 % от привезенного на отдых провианта. Сколько кг мусора останется после отдыха «туристов», если с собой они привезли 73 кг провизии?  

2.  В сутки человек потребляет 0,8 кг кислорода, при физической нагрузке до 1,3 кг. Среднее дерево выделяет за сутки 0,2 кг кислорода. Сколько деревьев надо на одного человека, чтобы нам легко дышалось? Сколько деревьев должно быть посажено в парке, чтобы в нем могли комфортно себя чувствовать 200 человек?  

3.  Учащиеся школ района собрала за год 15 тонн макулатуры. Сколько деревьев сохранили школьники, если из 1 дерева получают 60 кг бумаги? Сколько тетрадей могли изготовить, если из 1 т макулатуры получают 25 000 тетрадей? 

4.  Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 6 класса сорвали 45 цветков, а ученики 5 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?

5.  Три школы приняли участие в озеленении района. Учащиеся Борской школы посадили на 25 деревьев больше, чем учащиеся школы деревни Ванино, а учащиеся Бисеровской школы – в два раза больше, чем учащиеся Борской школы и деревни Ванино вместе. Всего за этот день было посажено 150 деревьев. Сколько деревьев посадили ученики школы Бисеровской школы?

6.  Самое большое животное, обитающее в воде – синий кит. Новорожденный китенок имеет длину 8 метров. Через два года его длина достигает 30 метров. На сколько метров он вырастает за год?

7.  Синий кит – имеет массу 40 тонн, а длину – 30 метров. Длина дельфина – 8м 50 см. Самое маленькое млекопитающее – этрусская мышь – имеет массу – 2г. Во сколько раз кит тяжелее этрусской мыши? На сколько метров  длина кита больше длины дельфина?

8.  Береза в сутки поглощает из почвы 40 литров влаги, а эвкалипт – в 5 раз больше. Сколько влаги из почвы поглощают 3 березы и 2 эвкалипта вместе?

9.  В первой стае было 30 синиц, во второй стае столько синиц, сколько в первой и третьей стаях вместе, а в третьей на «а» больше, чем в первой. Сколько всего птиц в трех стаях, если а=25; 10; 30.

10.  Из 1 м3 древесины получается 70 кг бумаги. Сколько кубических метров древесины сэкономит 1000 кг макулатуры?

11.  Каждая мышь за год затаскивает в свою нору около 2 кг зерна. А сова за год уничтожает 1000 мышей. Сколько килограммов зерна сберегут за год две совы?

12.  Пчела с миллиона цветков собирает 80 кг мёда. Она за день садится на 10 тысяч цветков. Сколько граммов мёда собирает пчела за день?

Составление экологических задач способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к Родине, человечеству. Это, несомненно, будет способствовать повышению интереса к математике, пониманию учащимися необходимости ее изучения для применения во многих других сферах жизни.

Математические задачи с экологическим содержанием могут быть:

• информационные задачи;

• практически направленные задачи;

• прикладные задачи;

• исследовательские задачи.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- Развивающие задания для школьников по самостоятельному составлению математических задач с использованием экологического и биологического материала способствуют развитию творческого мышления учащихся.

- Связь экологии и биологии с математикой способствует экологическому воспитанию школьников.

 

Литература:

1. Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004.

2. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN