Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Применение деятельностного подхода при изучении математики

Дата публикации: 2018-12-14 17:29:34
Статью разместил(а):
Казимиренок Наталья Александровна

Применение  деятельностного подхода при изучении математики

Application of the activity approach in the study of mathematics

 

Автор: Казимиренок Наталья Александровна

Педагог МБОУ «СОШ №25», г. Тулун, Россия

E-mail: nata3002008@list.ru

Kazimirenok Natalia Aleksandrovna

Educator School № 25, Tulun, Russia

E-mail: nata3002008@list.ru

 

Аннотация: В статье излагаются, некоторые аспекты использования деятельностного подхода в процессе обучения математике и даны приемы для применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Abstract: This article describes some aspects of the use of activity approach in the process of teaching mathematics and gives techniques for use in the classroom to develop creative independence of students.

Ключевые слова: математика, обучение, деятельностный подход, сравнение, анализ, синтез, наблюдение, решения задач, мотивация, интерес.

Keyword: mathematics, training, activity approach, comparison, analysis, synthesis, observation, problem solving, motivation, interest.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО

 

Наберись смелости и сделай попытку!

Притча:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Как часто мы в рамках урока стоим перед нашим огромным замком. Обучение через деятельность, реализация стандарта, одаренность и особые возможности здоровья, профессиональный стандарт педагога, а ещё дамоклов меч ЕГЭ по математике. Как открыть замок? Каждый решает сам, в этом и есть аутентичность педагогического опыта, преломление техник и методик, подходов и технологий под класс, ученика, конкретную педагогическую ситуацию и собственные возможности.

Традиционно считается, что математика одна из самых сложных наук в школьной программе. Некоторые люди, особенно те, которым математика не давалась в школе, представляют этот предмет довольно скучной, сухой наукой со сплошными  цифрами. А, вот я восхищаюсь красивыми и изящными решениями математических задач. Можно всю жизнь слушать музыку сомнительного качества, смотреть одинаковые шоу, а можно пойти в театр и рыдать, испытывая при этом восторг. Так и в обучении математике можно постоянно выполнять однотипные упражнения, не задумываясь о тонкостях решения, а можно ходить две недели с «зубной болью» от одной нерешенной задачи, и решив ее, испытать колоссальное удовольствие! 

Так вот согласно теории деятельностного подхода,  целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Для меня принципиально создавать условия для проектирования, конструирования,  исследования, открытия каждым учеником.  Возможен ли инновационный урок в рамках одной из самых традиционных предметных областей?  Я думаю – да! Моя  задача – найти точки соприкосновения традиционного и инновационного, классического формального и игрового неформального формата детско-взрослых взаимоотношений в рамках урока по ФГОС. Он, естественно будет отличаться  от традиционного. Отказываться от традиционных идей урока я не собираюсь. Над доской в моём классном кабинете по обе стороны от интерактивной панели разместились Пифагор, Эвклид, Ковалевская и Магницкий. И это не случайно…

Урок математики по ФГОС  актуальный, практико-ориентированный, существенный и значимый для настоящего времени, отвечающий современным потребностям детей 21 века, которые в будущем станут банкирами, осуществляющими сложные финансовые схемы, или столкнутся с платежами ЖКХ, или встанут перед выбором выгодного тарифа сотовой связи, а может,  будут выбирать ипотечный кредит в самом выгодном банке. Ведь будут же такие? И не обойдутся без математики, нужной и полезной.

А для этого они должны начать самостоятельный поиск на уроке.

В профессиональных стандартах педагога прописано, что педагог должен применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Я -  современный, стандартный, в самом лучшем смысле этого слова, педагог, поэтому поделюсь опытом использования технологий и методических приемов на разных этапах урока.

В начале урока, на этапе актуализации знаний, я часто использую прием «Лови ошибку!» (учителем намеренно допускается ошибка, о которой ученики заранее предупреждаются, и она исправляется ими). В 7 классе большое внимание уделяется решению уравнений, и учащиеся очень часто допускают ошибки при переносе слагаемых или раскрытии скобок. Предлагаем им найти ошибку при решении уравнений.

При объяснении нового материала на уроках хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума как удивительное. На этом этапе использую прием «Удивляй!» Например, в 8 классе при изучении темы «Квадратные уравнения», удивляю учащихся тем, что сразу, не решая, называю корни приведенных квадратных уравнений. Удивленные школьники тоже захотят научиться делать это быстро. Таким образом, подвожу учеников к теме «Теорема Виета».

Федеральный государственный стандарт, предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого находится ученик. Учитель при этом оказывается в роли координатора, партнера, помощника.

В этом мне помогает технология смешанного обучения - перевернутый класс. Перевернутый класс-это педагогическая модель, в которой подача информации и организация домашних заданий представлены наоборот. Основная суть состоит в совместном использовании традиционного и электронного обучения. В модели «Перевернутый класс» изучение нового материала учащимися происходит дома через использование электронных ресурсов, видео лекций,  интернет уроков. Они дома изучают самостоятельно теорию. А на уроке уже идет отработка практических навыков, работа в группах, обсуждение трудных моментов. Иначе говоря, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях. На уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.  

При закреплении изученного материала использую «Венгерский кроссворд» (филворд). Такие задания содействуют воспитанию самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, аккуратности.

А главное ломают стереотипность современного мышления, работающего по принципу «Здесь и сейчас!». Нет,  в этом задании надо посидеть и подумать. Быстрых решений может и не быть. Нужны УСИЛИЯ! Ключевые слова – СИЛА и Я. Успех превосходит лучшие мои ожидания. Решённый филворд – это всегда победа и моя, в том числе!

При организации домашнего задания даю возможность учащимся  выполнять творческие работы: составления кроссвордов, ребусов, сочинения стихов и сказок, обычно они выполняются на добровольных началах и стимулируются  высокой отметкой и похвалой. Я редко ставлю четверки, всегда 5, особенно если это красиво оформлено, интересно подано, это всегда мини-проект, заслуживающий особого внимания.

Также при проверке домашних  и контрольных работ применяю  прием  «Ошибки-тайна». Ошибки не исправляю, а указываю их количество. Найти и исправить их — задача каждого ученика.

И это только часть приемов из моей педагогической практики. Заметьте, небольшой. Я  в поиске и понимаю, что к своему замку каждый должен подойти сам. Дернуть – оценить сложность ситуации и не отступить.

Я - учитель, который  не просто ставит задачу, я всегда у дверей. Они открываются медленно. Кто-то их распахивает сразу, я же не тороплюсь. Конечно, мне в помощь современные ИКТ и IT технологии.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что многообразие современных образовательных технологий, методов и приемов - это своего рода индивидуальная философия преподавания, поиск смыслов,  которая дает возможность мне творить, искать,  работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, быть нужной и интересной  – таким образом, готовить их к продолжению образования, математической, финансовой грамотности  и вообще к жизни  в постоянно изменяющихся условиях, но при постоянстве дважды два, которое всегда будет равняться четырем. А может это поставить под сомнение? Но это уже совершенно другой замок, и другие ключи.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN