Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Сущность компетентностного подхода в обучении

Дата публикации: 2018-11-18 14:50:48
Статью разместил(а):
Иванова Алена Геннадьевна

Сущность компетентностного подхода в обучении

The essence of the competence approach in training

 

Автор: Иванова Алена Геннадьевна

Учитель физики и математики ГУО «Лужеснянская базовая школа Витебского района»

E-mail: alena148.open.by@gmail.com

Ivanova Alena Gennadievna

Teacher of physics and mathematics GUO "Luzhesnyansky basic school, Vitebsk district»

E-mail: alena148.open.by@gmail.com

 

Аннотация: Традиционное образование основывается на идее педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание идеи послушания и мотивации достижения (активность и послушность). В компетентностно-ориентированном образовании следует говорить о педагогике возможностей, в основе мотивации соответствия и ориентации на перспективные цели развития личности.

Abstract: Traditional education is based on the idea of pedagogy of requirements. For a successful student, a combination of the idea of obedience and achievement motivation (activity and obedience) is assumed. In the competence-oriented education should be talking about the pedagogy of possibilities, based on the motivation of the relevance and orientation for the future development of the individual.

 

Ключевые слова: компетентностный подход, требования к уроку, формирование компетентности.

Keywords: competence-based approach, the demands of the lesson, the formation of competence.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО

 

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное  приложение этих сведений."

Л.Н.Толстой

 

Индустриальному обществу XIX – XX вв. требовалось много исполнителей с определенным комплексом знаний, умений и навыков (ЗУНов). Образовательные системы разных стран в достаточной мере удовлетворяли эти запросы. Объяснительно-иллюстративный тип обучения обеспечивал выпускников профессиональных учебных заведений достаточным объемом знаний, умений и даже некоторых навыков фактически на весь период активной трудовой жизни.

Однако в конце XX – начале XXI в. растут темпы изменений во всех сферах жизни человека. Ускоренно разрушаются господствовавшие веками системы ценностей и традиций. [1]

Рынок труда требует от современного работника не только профессиональных знаний и умений, но и сформированных личностных и социальных качеств, таких как инициатива, сотрудничество, способность работать в команде. В качестве важнейшего приоритета в сфере образования выступает задача развития творческой личности, личности, способной открыто высказывать свое мнение, умеющей самостоятельно находить и обосновывать собственные профессиональные решения, смело выдвигать нестандартные идеи, быстро адаптироваться в меняющейся производственной и социальной ситуации. В меняющихся научно-технических и социально-экономических условиях современному специалисту необходимо не только обладать глубокими и гибкими профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми профессиональными и социальными качествами и характеристиками. Необходимы также развитые коммуникативные способности, умение самостоятельно учиться, способность гибко применять знания в меняющейся профессиональной ситуации и ряд других. [3]

Этим обусловлено обращение образования к компетентностному подходу. [1]

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Для формирования ключевых компетентностей необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работал бы самостоятельно и учился планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Традиционное образование основывается на идее педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание идеи послушания и мотивации достижения (активность и послушность). В компетентностно-ориентированном образовании следует говорить о педагогике возможностей, в основе мотивации соответствия и ориентации на перспективные цели развития личности.

Традиционное обучение носит репродуктивный характер, знания и способы действия передаются учащимся в готовом виде, т.е. предназначены для воспроизведения усвоения. [2]

Считается, что ключевые компетенции выполняют три функции: 1) помогают обучающимся учиться; 2) позволяют работникам фирм, предприятий быть более гибкими и соответствовать запросам работодателей; 3) помогают быть более успешными в дальнейшей жизни. Компетенции являются важными результатами образования, поэтому должны быть сформированы у всех обучающихся, пронизывать все предметы, проходить через все уровни образования и разрабатываться на высоком уровне. При этом ключевые компетенции – не отдельная часть учебного плана, они интегрированы в его содержание. Так, в процессе преподавания математики или любой другой дисциплины можно развивать информационную, коммуникативную и языковую компетенции. [1]

Компетентностно-ориентированное образование сохраняет урок как одну из форм организации обучения, но упор делается на расширение применения иных форм организации занятий.

Наиболее рациональными для реализации компетентностного подхода являются инновационные методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций такие как:

  1. Создание «развивающей среды».
  2. Блочно-модульная технология.
  3. Метод проектов.

Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно лишь при соблюдении целого ряда требований:

  1. Дидактические требования:
  2. Чёткое формирование образовательных задач.
  3. Определение оптимального содержания урока.
  4. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний.
  5. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля.
  6. Реализация на уроке всех дидактических принципов.
  7. Психологические требования:
  8. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения.
  9. Организация познавательной деятельности учащихся.
  10. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.
  11. Организованность учащихся.
  12. Учёт возрастных особенностей.
  13. Требования к технике проведения урока:
  14. Урок должен быть эмоциональный.
  15. Темы и ритм урока должен быть оптимальным.
  16. Полный контакт учителя и учащихся.
  17. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
  18. Смена видов деятельности.
  19. Обеспечение активного учения каждого ученика.

Невозможно говорить об овладении школьниками ключевыми компетенций, если не соблюдать гигиену школы и класса.

  1. Требования к гигиене урока:
  2. Температурный режим.
  3. Проветривание.
  4. Освещение.
  5. Предупреждение утомления.
  6. Чередование видов деятельности.
  7. Физкультминутка.
  8. Правильная рабочая поза учащихся.
  9. Соответствие роста школьной мебели.

Компетентности формируются, если:

  1. Обучение носит деятельностный характер.
  2. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творче-ского, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
  3. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
  4. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный метод, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).
  5. Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
  6. Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика. Ещё А.Ф. Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить», а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и пси-хологического развития детей, быть культурным и привлекательным. [2]

 

Литература:

  1. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий. О. Г. Ларионова – М.: Логос, 2009. – 336с.
  2. Еремкина, О. В. Компетентностный подход в обучении: учебно-методическое пособие / О. В. Еремкина, Н. Б. Федорова, Д. В. Морин, М. А. Борисова – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. – 48 с.
  3. Чуб, Е. В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие: Методическое пособие / Е. В. Чуб – Новосибирск: ГЦРО, 2009. – 66 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN