Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Методика развития гибкости у школьников 12-13 лет на уроках физической культуры

Дата публикации: 2023-03-24 01:33:25
Статью разместил(а):
Адонин Александр Александрович

Методика развития гибкости у школьников 12-13 лет на уроках физической культуры

Methods of developing flexibility in schoolchildren 12-13 years old in physical education lessons

 

Авторы:

Адонин Александр Александрович

ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия

E-mail: a.adonin073@yandex.ru

Adonin Alexander Alexandrovich

Lyceum № 9, Belgorod, Russia

E-mail: a.adonin073@yandex.ru

Чернышов Дмитрий Андреевич

ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия

E-mail: dmitrij.chernyshov.1998@inbox.ru  

Chernyshov Dmitry Andreevich

Lyceum № 9, Belgorod, Russia

E-mail: dmitrij.chernyshov.1998@inbox.ru

 

Аннотация: Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц.

Annotation. Flexibility is one of the five basic physical qualities of a person. It is characterized by the degree of mobility of the links of the musculoskeletal system and the ability to perform movements with a large amplitude. Insufficient mobility in the joints limits the level of manifestation of strength, negatively affects speed and coordination abilities, reduces the efficiency of work and is often the cause of damage to ligaments and muscles.

Ключевые слова: гибкость, школьники, уроки физической культуры.

 Keywords: flexibility, schoolchildren, physical education lesson.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

Физическое развитие – это закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом, состоянием его здоровья (Погадаев Г.И., 2000). Уровень физического развития детей среднего школьного возраста в значительной степени зависит от степени развития физических качеств. По мнению Матвеева А.П. и Петрова Т.В. (2001) средний школьный возраст является одним из важных звеньев формирования ребенка, укрепления его здоровья, формирования двигательных умений и навыков, развития основных физических качеств.

Уровень общей физической подготовленности школьников определяется тем, в какой мере у них развиты основные физические качества: сила, гибкость, координация, выносливость и быстрота (Погадаев Г.И. 2000). Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

Минаев Б.Н. и Шиян Б.Н. (2000) говорят, что каждое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль, особенно у детей. К сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости.

Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, но это ограничено достаточно жесткими рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развивать гибкость у детей среднего школьного возраста и отсутствием научных разработок и методических рекомендаций по данной теме. Решению этой актуальной проблемы было посвящено наше исследование.

Цель исследования состояла в разработке и определении методики направленной на развитие гибкости у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры. Гипотеза. Предполагалось, что применение метода круговой тренировки положительно отразится на показателях развитии гибкости у детей среднего школьного возраста во время занятий на уроках физической культурой.

В эксперименте принимали участие два класса (5«А», 6«Б») в количестве 44 человека (24 мальчика и 20 девочки). Один класс (в«А») из 22 человек (12 мальчиков и 10 девочек) контрольный занималась по общеобразовательной программе три урока в неделю. А в учебный процесс другого класса (6«Б») так же состоящего из 22 человек (12 мальчиков и 10 девочек) экспериментального была включена разработанная нами методика, направленная на развитие гибкости, основанная на применение метода круговой тренировки.

Методика применялась на первом и третьем уроке физической культуры в конце основной части урока. На каждом уроке было определенно 8 «станций» с упражнениями направленными на развитие гибкости. На каждой станции занимающиеся выполняли только одно упражнение в течение 30 секунд, а на отдых, переход к другой станции и подготовку к выполнению следующего упражнения отводилось 30 секунд. Этого времени было достаточно для сравнительно полного восстановления. Всего учащиеся проходили один круг на каждом уроке.

В начале и по окончанию педагогического эксперимента учащиеся, принимающие. Первым испытанием учеников средних классов стал тест – поднимание рук лежа на животе. В результате эксперимента было выявлено улучшение результатов экспериментальной группы и контрольной группы. В тесте «поднимание рук лежа на животе» средний показатель экспериментальной группы составил в начале эксперимента у мальчиков составил 15,5см и в конце эксперимента 18,8см, а у девочек – 16,5см и 20,6см соответственно. В контрольной группе показатели гибкости улучшилась у мальчиков с 15,8см до 17,2см, а у девочек – 17см и 19,1см соответственно. Достоверность результатов наблюдалась только в экспериментальной группе. Следующим контрольным испытание был «мост».

По полученным в конце педагогического эксперимента данным можно увидеть изменения результатов контрольной и экспериментальной группы контрольном тесте. Результаты подверглись изменениям в обеих группах. В экспериментальной группе результаты в тесте «мост» составили – у мальчиков до эксперимента 53,5см и по его окончанию 50,3см. У девочек экспериментальной группы результаты изменились следующим образом до эксперимента 52,1см после 48,8см. В контрольной группе изменения такие: у мальчиков до эксперимента 54см и по окончанию 52,8см, а у девочек до эксперимента 52,6см и в конце 51,2см.

Достоверность изменения результатов наблюдается только в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты изменились, но они статистически не достоверны. Еще одно испытание, которое определяло уровень развития гибкости, был наклон вперед из положения сидя. По итогам проведенного эксперимента видно, что результаты обеих групп также изменились в положительную сторону.

Сравнивая полученные результаты экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента в тесте «наклон вперед из положения сидя» видна положительная динамика изменения, которая также отмечается в обеих группах. Так в начале эксперимента результаты у мальчиков экспериментальной группы составляли 2,8см, а по его окончанию 5,5см и у девочек в начале эксперимента 4,3см и по его окончанию 7см.

В контрольной группе результаты изменились следующим образом. В начале эксперимента у мальчиков они составляли 3,1см и в конце 4,5см, у девочек 4,2см и 5,9см соответственно. Результаты контрольной группы статистически не достоверны, а результаты экспериментальной группы статистически достоверны. Что говорит о положительном влиянии на уровень развития гибкости учащихся из экспериментальной группы, разработанной нами методики.

Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в развитии гибкости у учеников из контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе. Изменения в экспериментальной группе можно объяснить влиянием методики, которая применялась на уроках в экспериментальной группе.

Несмотря на большое количество литературы по организации и проведения уроков физической культуры, нами не было обнаружено достаточно данных по методике развития гибкости у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

В результате теоретического анализа была разработана методика, направленная на гибкости у детей средних классов на уроках физической культуры. Она предполагает использовать комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости школьников средних классов на занятиях физической культурой. Разработанная нами методика основана на применении метода круговой тренировки и применялась в конце основной части урока физической культуры.

 

Литература:

1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003 – 464 с.

2. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников основной (средней) школы. – М.: Дрофа, 2001. – 64 с.

3. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. – М.: Владос, 2000. – 118 с.

4. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 243 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN