Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Дата публикации: 2023-02-06 18:26:03
Статью разместил(а):
Мальцева Наталья Валерьевна

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Development of functional literacy in mathematics lessons

 

Автор: Мальцева Наталья Валерьевна

ГБОУ "Школа № 471", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: malcevanv@471spb.ru

Maltseva Natalya Valerevna

School № 471, St-Petersburg, Russia.

e-mail: malcevanv@471spb.ru

 

Аннотация: В этой статье рассматривается важность развития функциональной грамотности учеников, и необходимость развития способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Abstract: This article discusses the importance of developing the functional literacy of students, and the need to develop the ability of students to apply the knowledge and skills acquired at school in life situations.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, логическое мышление.

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, logical thinking.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.

Одной из оставляющих функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

· распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

· формулировать эти проблемы на языке математики;

· решать проблемы, используя математические факты и методы;

· анализировать использованные методы решения;

· интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

· формулировать и записывать результаты решения.

В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей:

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач разными способами.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

в) с помощью таблицы

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6. Самостоятельное составление задач учениками.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9. Закончить решение задачи.

10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11. Составление и решение обратных задач.

Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики и вариативных занятиях (спецкурсах или факультативах). Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

Свои занятия я стараюсь направить на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Включаю разнообразные виды заданий: задачи — шутки, логические задачи, логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием. Задания носят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.

Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Содержание программы позволяет обеспечить развитие математических способностей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

· построения и исследования простейших математических моделей;

· описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

· интерпретации графиков реальных процессов;

· решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

· анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

· исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Примеры практических задач или задач, связанных с повседневной жизнью.

Задача № 1. Витя вылепил игрушку из глины за 40 мин. На раскрашивание этой игрушки он потратил времени в 2 раза меньше, а потом в течение 1 ч игрушка обжигалась в печи. Сколько времени ушло на изготовление игрушки?

Решение: 1ч=60мин.

1)      40:2=20(мин.)- ушло на раскрашивание.

2)      40+20+60=120(мин)- ушло на изготовление игрушки.

3)      120мин.=2ч

Ответ: 2 часа.

Задача № 2. В шкафу было 16 чашек с синими цветочками, чашек в горошек – на 2 меньше, чайных ложек – на 12 больше, чем чашек в горошек. Сколько одновременно человек смогут пить чай, если у каждого должна быть своя чашка и своя чайная ложка?

Решение:

1) 16-2=14 (шт.)- чашек в горошек.

2) 14+12=26 (шт.) – чайных ложек.

3) 16+14=30(шт.) – чашек всего.

Ответ: так как ложек 26, а чашек 30  значит, пить чай смогут 26 человек.

Задача № 3. Длина коридора 36 м. Есть три куска линолеума: первый кусок длиной 12м, второй – в 2 раза короче, а третий – на 2 м короче первого. Хватит ли их, чтобы покрыть пол в коридоре (ширина кусков и ширина коридора совпадают)?

Решение:

1) 12:2=6(м)- длина второго куска.

2) 12-2=10(м)- длина третьего куска.

3)  12+6+10=28(м) – всего линолеума.

Ответ: так как длина коридора 36 м, линолеума 28м, значит,  36-28= 8 м не хватает.

Задача № 4. Коля весит 45 кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5 кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.

Решение:

1) 45-7=38(кг)-весит Дима.

2) 38+5=43(кг) – весит Вася.

3) 45+38+43=126(кг) – вес троих ребят.

Ответ: лифт за один раз поднимает не больше 120 кг, а вес ребят 126 кг. Эти ребята не смогут подняться одновременно.

Задача № 5. В парнике выращивали помидоры, причём часть из них отправляли на продажу, а остальное оставляли на семена. Сколько килограммов помидоров оставили на семена, если в магазин каждую неделю отправляли по72 кг помидоров, а всего за месяц собрали 300кг помидоров?

Решение:

1) 72*4=288(кг) - отправили в магазин за месяц

2) 300-288=12(кг) - оставили на семена.

Ответ: 12 кг.

Задача № 6. Носильщику необходимо доставить на горную базу 225кг груза. В каждую свою ходку он несёт полный рюкзак весом 50кг, а на него сверху крепит коробку с грузом в 2 раза меньше. Сколько ходок надо сделать носильщику, чтобы доставить весь груз на базу?

Решение:

1) 50:2=25(кг)- весит груз.

2) 50+25=75 (кг) – несет за одну ходку.

3) 225:75=3(х) – потребуется для всего груза.

Ответ: 3 ходки.

Задача № 7. На прямоугольном участке длиной 40м и шириной 30м посадили свёклу. С каждых 100  собрали по 4 ц свёклы. Весь урожай разложили в мешки по 16 кг в каждый. Сколько мешков для этого потребовалось?

Решение:

1) 40*30=1200( )- площадь участка. 

2) 1200:100=12 (шт) – количество участков, с которых собирали по 4 ц. 

3) 4*12=48 (ц)- собрали со всего участка.

4) 48:16=3(м)- потребовалось для 48ц.

Ответ: 3 мешка.

Задача № 10. В магазине «Кулинария»  в холодильник загрузили 6 коробок с пирожными по 8 пирожных в каждой коробке и столько же коробок по 5 пирожных в каждой. Сколько пирожных осталось, если было продано 52 пирожных.

Решение:

1) 8*6=48(шт.) - в больших коробках.

2) 5*6=30 (шт.) - в меньших коробках.

3) 48+30=78 (шт.) - всего.

4) 78-52=26(шт.) - осталось.

Ответ: 28штук.

Функциональная грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.

 

Список литературы:

1. Н.Б. Истомина. Учимся решать комбинаторные задачи. Смоленск ассоциация ХХIвек 2006 год.

2. Т.К. Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва «Просвещение».1989 год.

3. Мацкевич В., Крупник С. Функциональная грамотность. // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.

4. Г.А. Лавриненко «Задания развивающего характера по математике». ОАО «Издательство «Лицей»» Саратов, 2003 год.

5. В.Н. Русанов Математические олимпиады младших школьников. Москва, «Просвещение», 1990 год.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN