Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Решение экологических задач на уроках информатики

Дата публикации: 2023-01-23 22:23:04
Статью разместил(а):
Курносова Маргарита Александровна

Решение экологических задач на уроках информатики

Solving environmental problems in computer science lessons

 

Автор: Курносова Маргарита Александровна

ГБОУ "Лицей № 597 Приморского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: meteo.rit@ya.ru

Kurnosova Margarita Alexandrovna

Lyceum № 597 of the Primorsky district of St. Petersburg, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: meteo.rit@ya.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается интеграция экологических задач в уроки информатики для воспитания бережного отношения к природе родного края.

Abstract: The article discusses the integration of environmental problems into informatics lessons to foster a caring attitude towards the nature of the native land.

Ключевые слова: экология, моделирование, цифровые технологии.

Keywords: didactic potential, augmented reality technology, digital technologies.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В настоящее время учителя замечают снижение интереса учащихся к изучению естественнонаучных предметов. Построение программ по этим учебным предметам разбивает картину мира  на разделы, которые не связаны между собой. Чтобы создать целостною картину мира, нужна объединяющая идея. По моему мнению, можно сформировать научное мировоззрение путём решения задач, связанных с проблемами окружающей среды. Изменения, которые происходят в настоящее время в образовательной среде, подразумевают под собой соответствующую педагогическую подготовку. Учителю необходимо изучать новые технологии и пытаться внедрить их в свою практику.

Развитие современной науки позволяет изучать многие процессы, происходящие в мире. Особое место в настоящее время занимают экологические проблемы, которые актуальны не только в нашей стране. На уроках информатики ученики знакомятся с целями устойчивого развития, узнают, что нужно делать каждому в отдельности и всем вместе для достижения этих целей. После знакомства с уровнями достижения цели устойчивого развития, ребята выполняют творческие задания на компьютере (проекты, презентации, составление тестов для проверки знаний и т.д.).

Межпредметный подход в экологическом образовании и воспитании учащихся побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания учебных предметов с экологией. Цель экологического воспитания - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Перед нашей школой стоит задача способствовать приобретению навыков осмысления взаимодействия человека и природы, осознанию значимости своей помощи природе не только на словах, но и на деле. Предмет «Экология» в план начального и основного общего образования школы не включен, поэтому  экологическая составляющая добавляется в рабочие программы всех основных предметов. 

На уроках информатики создаются условия для расширения кругозора в области экологии, привлекается внимание детей к экологическим проблемам, с помощью ИКТ моделируются экологические ситуации и прогнозируются их возможные последствия, создаются информационные продукты экологической направленности.

На интегрированных уроках информатики и экологии ставятся определенные задачи.

Образовательные:

· изучить цели устойчивого развития (снижение нищеты, ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, гендерное равенство, чистая вода и санитария, доступная вода и энергия, достойная работа и экономический рост, индустриализация, инновации и инфраструктура, уменьшение неравенства, успешные города и населенные пункты, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем, сохранение экосистем суши, мир, правосудие и эффективные институты, партнерство в интересах устойчивого развития);

· познакомить с четырьмя уровнями реализации каждой цели;

· определить, как могут действовать дети для достижения целей устойчивого развития;

· научить создавать презентации, базы данных, электронные таблицы, выполнять практические работы и  творческие работы и др.

Воспитательные:

· воспитать бережное отношение к природе родного края;

· сформировать экологическое сознание и экологическую культуру у обучающихся на уроках информатики.

Развивающие:

· привлечение внимание к целям устойчивого развития,

· развитие логического мышления обучающихся;

· выявление путей решения экологических проблем путем стремления к достижению целей устойчивого развития.

Реализация межпредметных связей информатики и экологии осуществляется при изучении информационных технологий.

Участвуя в различных конкурсах по достижению целей устойчивого развития, дети учатся работать в различных редакторах. В текстовом редакторе Word они создают, тексты экологической направленности. В табличном редакторе Excel ученики пробую себя в создании таблиц и диаграмм. С помощью презентаций, созданных в PowerPoint они защищают свои проекты.

Создавая проекты экологической направленности, ребята многому учатся:

· совместному решению задач, т. е. работа в парах, группах;

· воспитанию чувства партнерства и ответственности;

· развитию коммуникативности: навыков общения со сверстниками и взрослыми;

· формированию интереса к целям устойчивого развития;

· воспитанию культуры поведения на улице, во время прогулок в саду, парке, лесу;

· формированию потребности и умения воспринимать красоту природы;

· выработке привычек и соблюдению этических норм и правил поведения в окружающей среде;

· становлению умений контролировать свое поведение, предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья.

Официально особо охраняемыми природными территориями признана ничтожно малая часть окружающего мира. Поэтому наша задача – взять защиту природы в свои руки. Электронные таблицы могут оказаться полезными и для научных целей. С их помощью можно строить компьютерные математические модели, проводить вычислительные эксперименты. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Объектами математического моделирования могут быть природные объекты, например, месторождение полезных ископаемых, водохранилище, изменение погодных условий в определенной географической точке, изменение со временем численности определенных популяций. 

Таким образом, экологическое воспитание учащихся на уроках информатики многообразно. В том числе интеграция на уроках информатики и экологии способствует всестороннему развитию личности. 

Наша задача состоит в том, чтобы помочь нашим ученикам овладеть экологическими знаниями и научить их жить в гармонии с собой и окружающей природой.  

 

Литература: 

1. Замалетдинова З.И. Формирование экологической культуры детей в обучении предмета «Окружающий мир» в начальных классах // Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Казань,2016. – С.29.

2. Федосов А.Ю., Рашитова М.Ш.  Воспитание экологической культуры в школьном курсе информатики.

3. Ганцева С.В. Формирование экологических компетенций с использованием ИКТ, Известия Самарского наужного центра Российской академии наук, т. 16, №2(3), 2014.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN