Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Игровые технологии в творческом развитии учащихся на уроках музыки

Дата публикации: 2023-01-02 15:29:02
Статью разместил(а):
Астахова Валентина Васильевна

Игровые технологии в творческом развитии учащихся на уроках музыки

Game technologies in the creative development of students in music lessons

 

Автор: Астахова Валентина Васильевна

МБОУ «Образовательный комплекс «СтартУМ», г. Губкин, Белгородская область, Россия.

E-mail: astakhova_valentina@mail.ru  

Astakhova Valentina Vasilevna

Educational complex "StartUM", Gubkin, Belgorod region, Russia

E-mail: astakhova_valentina@mail.ru  

 

Аннотация: Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

Abstract: A music lesson is a lesson in creativity. Creativity is an activity that generates something qualitatively new and is distinguished by uniqueness, originality and socio-historical uniqueness. The system of creative tasks significantly affects the thinking, speech, imagination, activity of the child.

Ключевые слова: игровые технологии, творческое развитие учащихся, уроки музыки.

Keywords: game technologies, creative development of students, music lessons.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Главная задача современной школы – раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. 

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра – это путь поиска ребенком себя в коллективах со товарищей, в обществе. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра  является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности. Игровая деятельность включает в себя пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию. Существует большое количество игровых методов обучения. Я остановлюсь на наиболее часто используемые на уроках. 

Пение – это один из основных видов деятельности на уроке музыки. В развитии вокальных способностей детей использую игры, развивающие дыхание, дикционные упражнения, артикуляционную гимнастику. (Например, «Раздувание мехов» - дети кладут руки на ребра для контроля своего дыхания. Вдох-меха раздувают, выдох-сдувают.  Русская скороговорка «Тридцать три Егорки» - дети чётко произносят текст скороговорки. На выдохе «считают Егорок» (кто больше).  «Накачаем колесо» - активная пружинка с коротким звуком «с – с -  с». И медленное приседание с долгим звуком «с-с-с-с-с» и др.)

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. (Например, «Дудочка» -укрепляет мышцы губ, вытянутых вперед трубочкой; «Лошадка» -растягивает подъязычную связку –уздечку; «Очень вкусно», «Конфетка», «Тик-так», «Маляр» -укрепляет мышцы и подвижность языка; «Как жуют сено» -стимулирует движение нижней челюсти и др.)

Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), на фоне сопровождения шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями.  

Вокальная импровизация проявляется в самостоятельном сочинении мелодий обучающимися и с помощью учителя. (Например, музыкальное приветствие, которое может исполняться в разных темпах, ритмах, с изменением динамики, лада и т.д.; сочинение мелодий на заданные тексты – колыбельных, попевок и т.д.). Это активизирует внимание обучающихся в целом и на интонации в отдельности. Вокальная импровизация часто связана с пластическим интонированием. Дети движениями показывают то, что исполняют. Например, «Корифей» - цель игры – развитие вокально – хоровых навыков, формирование навыков дирижирования и артистизма; «Музыкальный конкурс» - цель игры развитие музыкального воображения.

Пластическое интонирование - один из игровых приёмов на уроках музыки. Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Например, «Музыкальный конкурс танцоров» - под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов» школьники передают характер произведения. К пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. Дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу. Игра называется «Музыкальная кисть».

Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные игры: «Я - композитор», «Я - сочинитель», «Я – учитель» и др. Это игры на знание средств музыкальной выразительности. Игра «Художники-декораторы» способствует развитию у учащихся целостного восприятия музыкального произведения. В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах «художники — декораторы» выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, рок-опере, классическому концерту. 

Музыкально-дидактические игры - это игры с готовыми правилами. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах, а также развитие навыков импровизации. «Разговор друзей», «Импровизация», «Играем в оркестр» - одни из таких игр. Исходя из характера музыки, жанра произведения, учащиеся сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов: ложки, трещётки, колокольчики, бубны, самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать характер произведения.

«Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов» - игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании, способствуют развитию познавательной активности школьников. Эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох, композиторах и т. д.

Игры – путешествия: «Музыкальный круиз», «Музыкальное путешествие по Европе», «Богатырский турнир» - совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении и обобщении знаний о русской народной и зарубежной музыке, о творчестве русских и зарубежных композиторов, о культуре разных стран. 

Все выше перечисленные игровые технологии используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач. Общение с музыкальным искусством через игровые технологии дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации. Использование игровой деятельности на уроках музыки способствует развитию у школьников познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, а главное - способствует развитию интереса к музыке.

 

Список литературы:

1. Надолинская Т.В. Книга для учителя. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка». – Таганрог: Айкэн, 1998.

2. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 кл.  : пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2007.

3. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 7-8 кл.  : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN