Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Дидактический потенциал технологии дополненной реальности

Дата публикации: 2022-09-20 21:34:26
Статью разместил(а):
Шапочка Юлия Юрьевна

Дидактический потенциал технологии дополненной реальности 

Didactic potential of augmented reality technology

 

Автор: Шапочка Юлия Юрьевна

ГБОУ "Лицей № 597 Приморского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: ju.shapochka@gmail.com

Shapochka Iuliia Iurevna

Lyceum № 597 of the Primorsky district of St. Petersburg, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: ju.shapochka@gmail.com

 

Аннотация: В статье рассматривается дидактический потенциал технологии дополненной реальности в контексте формировании цифровой грамотности обучающихся.

Abstract: The article discusses the didactic potential of augmented reality technology in the context of the formation of digital literacy of students.

Ключевые слова: дидактический потенциал, технология дополненной реальности, цифровые технологии, цифровая грамотность.

Keywords: didactic potential, augmented reality technology, digital technologies, digital literacy.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Двугранное понимание технологии дополненной реальности – как объекта и как средства обучения, позволяет усовершенствовать существующую методическую систему обучения информатике в школе. Несмотря на существующее разнообразие среди авторов и их замыслов школьного курса информатики, цели обучения школьников остаются практически неизменными. Поэтому рациональным видится дополнить существующий курс информатики элементами технологии дополненной реальности в рамках расширения целей обучения информатике, в том числе в контексте повышения уровня цифровой грамотности обучающихся. По этой причине дети должны сначала освоить само понятие «дополненная реальность», его особенности, чётко понимать достоинства и недостатки данной технологии, рассмотреть возможности её использования как при изучении информатики, так и других школьных дисциплин, а также проанализировать возможности использования элементов дополненной реальности в обыденной жизни.

Если рассматривать уже расширенный курс информатики, направленный на фундаментальное понимание её основ, разумное, осознанное и качественное применение информационных технологий (в том числе и новых, связанных с дополненной реальностью), а также на подготовку к жизни в цифровом обществе, то цель такого курса можно было бы сформулировать следующим образом: «подготовка обучающихся к жизни и работе в информационном обществе путём овладения современными информационными технологиями, а также средствами дополненной реальности, подходами к их созданию, содержательному наполнению и использованию в решении профессиональных и бытовых задач» [1].

Очевидно, что внедрение новой технологии в уже сложившийся образовательный процесс несёт в себе новый дидактический потенциал, оказывающий воспитательное, обучающее и развивающее воздействие на обучающихся. С учётом вышеизложенного в результате изучения курса информатики 5-9 классов обучающийся должен:

Знать:

· Сущность понятия «дополненная реальность», особенности и принципы работы с технологией, различия технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальностей;

· Предпосылки и историю становления технологии дополненной реальности, возможные достоинства и недостатки, перспективы развития;

· Компоненты дополненной реальности, существующие направления работы с ней, виды маркеров, требования к ним и особенности их создания;

· Примеры эффективного применения элементов технологии дополненной реальности при решении учебных и бытовых задач.

Уметь:

· Анализировать свою учебную деятельность и организовывать её в соответствии с поставленной образовательной задачей с применением элементов технологии дополненной реальности, направленной на повышение эффективности обучения;

· Создавать простейшие информационные модели, объекты и маркеры, служащие содержательным наполнением учебной деятельности;

· Демонстрировать виртуальные объекты в реально существующем окружении путём использования средств и возможностей технологии дополненной реальности;

· Выбирать средства дополненной реальности согласно поставленной учебной задаче.

Помимо сформулированных знаний и умений, сформированных у обучающихся после изучения курса информатики основной школы, можно выделить следующие личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты освоения данной учебной дисциплины:

Личностные:

· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

· понимание роли информационных процессов в современном мире;

· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

· наличие умения взаимодействовать с основной и дополнительной информацией при решении учебных, учебно-познавательных и бытовых задач.

Метапредметные:

· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, структурирование и визуализация информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

· использование технологии дополненной реальности при изучении информатики и других школьных дисциплин, а также разумное её применение в повседневной жизни.

Предметные:

· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных, в том числе средств технологии дополненной реальности;

· формирование умений находить и видеть области, в которых технология дополненной реальности будет работать эффективно;

· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Образовательными задачами, в свою очередь, а также целями занятий, направленных на работу с технологией дополненной реальности, будут являться:

Обучающее воздействие: формирование представления обучающихся о понятии и сущности технологии дополненной реальности, её особенностях, достоинствах и недостатках, перспективности и эффективности применения в тех или иных областях.

Развивающее воздействие: формирование и развитие творческих способностей школьников; развитие познавательного интереса к изучаемому предмету; развитие логического, критического и образного мышления обучающихся.

Воспитывающее воздействие: повышение общего уровня цифровой грамотности и информационной культуры обучающихся.

В связи с вышеизложенным, целью использования технологии дополненной реальности при обучении информатике в основной школе является поддержание процесса обучения путём ознакомления обучающихся с основами работы с данной технологией, повышение эффективности и наглядности изучаемых разделов и тем курса школьной информатики, а также проведение ранее недоступных практических работ.

В качестве основы для определения содержания обучения обновляемой методической системы будем рассматривать программу курса «Информатика» авторов Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой для основной школы.

Расширение содержания обучения информатике возможно провести в следующих крупных тематических блоках:

· Представление и кодирование информации;

· Аппаратное обеспечение компьютеров;

· Программное обеспечение компьютеров;

· Алгоритмизация и программирование;

· Основы социальной информатики;

·  Системы счисления;

· Основы математической логики.

В указанные разделы необходимо включить темы, связанные с изучением основ технологии дополненной реальности, её особенностей, а также расширить ими существующий материал. При этом можно рассматривать как теоретическую составляющую дополненной реальности, так и взаимодействовать с ней посредством работы со специальным приложением.

Несомненно, технология дополненной реальности – перспективная область, которая получит широкое распространение в ближайшем будущем. Но, к сожалению, в настоящее время мало изученной остаётся методическая система обучения информатике в школе за счёт внедрения данной технологии в процесс обучения. Стоит учитывать, что совершенствованию содержания обучения информатике должна предшествовать соответствующая теоретическая и практическая подготовка преподавателей, подразумевающая уверенное владение технологией дополненной реальности при воспитании и обучении школьников.

Учитывая скорость развития цифровых технологий и частоту обновления программного обеспечения, крайне важной становится задача актуализации учебного контента (УМК, предусмотренные школой, не успевают за обновлениями и выходом новых версий ПО). Использование элементов дополненной реальности с привязкой к конкретным страницам учебника позволит актуализировать учебный контент без необходимости массового тиражирования меток.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что современный мир подразумевает совершенно иной темп жизни и иные правила: возрастает роль фундаментального образования, опирающегося на оперативную готовность человека к освоению новых информационных технологий. Лидирующие позиции приобретают совершенно новые компетенции совместной деятельности, подразумевающие использование технических средств, позволяющих комбинировать объекты информационного и предметного миров, виртуального мира и реального, а также прибегать к активному использованию объектов дополненной реальности. Поэтому в XXI веке необходимо уделять особое внимание формированию цифровой грамотности обучающихся в условиях стремительного развития цифровых информационных технологий, опираясь при этом на систематическую работу обучающихся с элементами цифрового окружения.

 

Литература:

1. Гриншкун А.В. Технология дополненной реальности как объект изучения и средство обучения в курсе информатики основной школы: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Гриншкун Александр Вадимович; [Место защиты: ГАОУВОМ «Московский городской педагогический университет»]. 2018. – 219 с.

2. Лозинская А.М., Лозинский А.Г. Дополненная реальность в процессе обучения // Реализация национальной образовательной инициативы 52 «Наша новая школа» в процессе обучения физике, информатике и математике: материалы межд. науч.-практ. конференции. Ч. 2. Екатеринбург, 2011.

3.    Новиков М.Ю. Использование технологий дополненной реальности при обучении информатике в школе. // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2018. – №3. – С. 260-269.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN