Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Устный счет в 5-6 классах

Дата публикации: 2021-10-10 23:59:15
Статью разместил(а):
Буева Любовь Петровна

Устный счет в 5-6 классах

Oral counting in 5-6 forms

 

Автор: Буева Любовь Петровна

МБОУ "СШ № 70", г. Липецк, Россия

e-mail: buevalp62@mail.ru

Bueva Lyubov Petrovna

School № 70, Lipetsk, Russia

e-mail: buevalp62@mail.ru

 

Аннотация: устный счет первооснова любых вычислений. Основная функция устных упражнений - актуализация опорных знаний, подготовка учащихся к работе, систематическое повторение изученного материала и совершенствование основных специальных умений.

Annotation: oral counting is afundamental principle of anycalculations. The main function of oral exercises is updating basic knowledge, preparing students for work, systematic repetition of learned material and improvement of basic special skills.

Ключевые слова: устный счёт, средняя школа, математика.

Keywords: oral counting, high school, mathematics.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Математика является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать овладение навыками устных и письменных вычислений.

Повышение вычислительной культуры школьников - одна из главных задач обучению математике. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы выпускники были в будущем конкурентно способными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Школа ориентирует учеников на познавательную самостоятельность. В связи с внедрением обязательных ЕГЭ И ОГЭ по математике, возникает необходимость научить решать быстро и качественно. Необходимо умение быстро и правильно выполнять вычисления. Насыщение урока разнообразными, интересными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала, задач по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках.

Устный счет - первооснова любых вычислений. Основная функция устных упражнений - актуализация опорных для конкретной темы знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока. А также систематическое повторение изученного материала, поддержание и совершенствование основных специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений.

Чтобы гарантировать участие в работе всех учащихся нужно соблюдать ряд условий эффективности устных упражнений.

1. Задания для устных упражнений должны быть написаны на доске (экране) или на отдельных листах, чтобы каждый учащийся на протяжении всего процесса устного решения видел данные задачи. Внимание при зрительных формах восприятия усиливается.

2. Во время устных упражнений следует особенно тщательно соблюдать паузы, чтобы учащиеся успевали обдумать решение задач.

3. При устном решении особенно важно соблюдать принципы однотипности, непрерывного повторения, использования контрпримеров. Необходим систематический опрос по пройденному материалу, чтобы у учащихся возникали установки на длительное запоминание.

Устный счет может практиковаться почти на каждом уроке математики. В зависимости от темы урока, устные упражнения могут ставиться учителем в начале урока, середине или в конце. В начале урока устный счет удобно применять тогда, когда нужно подготовить почву либо для изложения нового материала, либо для закрепления пройденных навыков. В середине урока устный счет лучше всего проводить тогда, когда он может быть связан с проходимым или пройденным на уроке материалом. В конце урока устный счет применяется обычно независимо от темы урока в специально оставленное для этой цели время как для упражнений в применении различных приемов быстрых вычислений, которыми учащиеся уже владеют, так и для объяснения учителем новых приемов. Устный счет является одним из важных элементов урока математики. Устный счет-этап урока, поэтому он имеет свои задачи, среди которых важно отметить следующие.

- Воспроизводство и корректировка определенных навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке.

- Контроль над состоянием знаний обучающихся.

- Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

Устный счет формирует математическое мышление, память, вычислительные навыки и является дальнейшей опорой для усвоения математики в целом. Особенно большое внимание нужно уделять устному счету в 5-6 классах школы. Хорошие навыки устных вычислений – залог успешного изучения курса школьной математики. В 5-6 классах формируются базовые вычислительные навыки. Поэтому необходимо проводить работу по выполнению некоторых заданий практически устно, именно в эти годы закладываются основные приемы устных вычислений.

Очень помогает набор упражнений – тренажеры. Тренажер выполняет три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков ученика, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Обучающая функция – активизация работы по усвоению учебного материала.

Информационно-коммуникативные технологии играют важную роль в жизни современного общества. В образовании они открывают новые способы обучения и являются одним из инструментов обновления и модернизации образования. Сегодня информационная компетентность обучающих является необходимостью для качественного освоения учебных предметов. Реализация этой цели способствует использование на уроках учителем электронных тренажеров. Многие интерактивные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.

Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность. Тренажеры предназначены для тренировки учащихся в устном счете и используются в качестве раздаточного материала на любом этапе урока. Задания тренажера позволяют ученику выполнить большой объем вычислений за небольшое время. При работе с тренажерами оттачиваются вычислительные навыки, формируется «числовая зоркость», тренируется внимание, развивается оперативная память учащегося.

Тренажер по математике предназначен для развития навыков устного счета, таких математических операций как: сложение, вычитание, умножение и деление. В ходе устной работы на уроке с использованием тренажера ученики могут по очереди читать выражение и называть ответ. Ученики могут работать в парах. Вычисления могут выполняться по цепочке. Задания для устного счета строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой, с учетом математических способностей класса и отдельных учащихся. Предлагается набор заданий на заданную тему по воспроизводству и корректировке определенных навыков учащихся. Желательно вести учет вычислительных навыков и выставлять оценки.

Примеры заданий.

Выполните устно действие. 0,2∙0,3 2∙1,3 1,3∙0,2 0,14∙2 0,4∙0,2 3∙1,2 1,2∙0,4 0,15∙3 0,6∙0,1 4∙2,1 1,4∙0,2 0,18∙4 0,4∙0,3 5∙1,2 1,5∙0,2 0,13∙5

Найдите значение выражения. -2-8 -6+13 7-13 -18+5 -4-7 -7+11 8-15 -16+12 -5-10 -6+8 6-20 -17+13 -7-12 -9+12 5-21 -19+14

Все задания тренажера можно использовать многократно в течение учебного года.

Математический тренажер - эффективный инструмент совершенствования навыков устного счета, закрепления новых знаний на практике и тренировки мозга.

 

Литература:

Я.И. Груденов. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 1990.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN